Жалоба как способ защиты налогоплательщиком своих прав и интересов
В предыдущей публикации мы рассказали о первой стадии досудебного урегулирования спора – подаче возражений на акт проверки. Другой способ урегулирования спора — обжалование ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. На решение инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщик может подать апелляционную или обычную жалобу.
Апелляционный порядок обжалования касается только решений, вынесенных в порядке статьи 101 НК РФ, т.е. решений по результатам камеральных и выездных проверок. Срок вступления в силу таких решений составляет один месяц со дня вручения этого решения проверяемому лицу. Если налогоплательщик успеет за это время обжаловать ненормативный акт налогового органа, он считается оспоренным в апелляционном порядке (п. 1 ст. 138, п. 2 ст. 139.1 НК РФ). В противном случае решение вступает в силу, и налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных платежей. Но налогоплательщик не лишается права на обжалование. Срок на обжалование решений, вынесенных в порядке статьи 101 НК РФ – один год со дня вынесения оспариваемого решения, жалобы на иные ненормативные акты и на действия/ бездействие должностных лиц налогового органа составляет один год со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Для удобства налогоплательщиков и апелляционная, и обычная жалоба подается в налоговый орган, вынесший оспариваемый ненормативный акт. В течение трех дней со дня получения жалобы инспекция должна направить ее вместе со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. Жалоба в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, может быть подана в течение трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе).
Срок рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке статьи 101 НК РФ (камеральные и выездные проверки) составляет один месяц с даты поступления жалобы в налоговый орган, рассматривающий жалобу. Срок может быть продлен на один месяц в случае, если для объективного рассмотрения жалобы вышестоящему налоговому органу необходимо дополнительно истребовать документы у налогового органа, вынесшего решение.
Срок рассмотрения жалобы на решение, вынесенное в порядке статьи 101.4 НК РФ, а также на действия/ бездействие должностных лиц налогового органа, на иные акты ненормативного характера (например, на требования об уплате налога, пени, штрафа), составляет 15 дней с даты поступления жалобы и может быть продлен вышестоящим налоговым органом на 15 дней.
Обращаем внимание, что жалоба подается в письменной форме за подписью лица, ее подавшего (или его представителя — с приложением документа, подтверждающего полномочия), и должна содержать следующие обязательные сведения: наименование и адрес организации или Ф.И.О. и место жительства физического лица; обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера; наименование инспекции, решение которой оспаривается; основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены; требования лица, подающего жалобу. Несоблюдение данных условий может повлечь за собой отказ в рассмотрении жалобы. Форма жалобы на законодательном уровне не утверждена, поэтому налогоплательщик составляет ее в произвольной форме. Через сайт ФНС России (www.nalog.ru) жалоба может быть передана в электронном виде.
МИФНС России № 7 по Ленинградской области