Робинзон и Карандышев в Бесприданнице
Народный артист России, режиссер-постановщик Академического театра им. Ленсовета, Олег Александрович Леваков, после моего просмотра спектакля поставленным им по пьесе Антона Павловича Чехова, сказал, что режиссер должен поставить спектакли по трем русским классикам: Толстому, Чехову и Островскому, если ему удалось передать замысел великих гениев пера, то такой режиссер, вправе назвать себя вполне состоявшемся режиссером. Поставив Чайку, Олег Александрович, сказал: – «Я долго «подбирался» к Чехову, как только к моему замыслу пьесы смог подобрать нужных актеров смело стал ставить спектакль. «Чайку», как и великолепную игру моих друзей по ремеслу, публика благодарит стоя продолжительными аплодисментами».
Значит, действительно поставить и сыграть столь сложную психологическую драму представляется для режиссера своеобразным камнем, либо он споткнется об него, либо поднимет сей камень и сделает еще шаг вперед в раскрытие образов драмы.
Очень давно смотрел фильм «Бесприданница», прекрасная игра старой школы мастеров, но режиссер поставил все так жестко, что я цепенел от холода с первых же минут фильма.
Совсем другое, в фильме Эльдара Александровича Рязанова – «Жестокий романс», где роскошная «Ласточка» рассекает реку-матушку – Волгу, а сцена приезда в город щедрого барина – красавца Паратова, в окружении цыган поющих – «Сергей Сергееч дорогоой!!!», все это поражает воображение.
Перед началом спектакля Малого театра «Бесприданница», я не мог представить, как это все можно показать на сцене, не потеряв восприятия происходящих событий? И что же, художник – декоратор прекрасно изобразил набережную, за ней Волга и зал ощущал бегущие по ней корабли. Может быть художник – заслуженный деятель искусства России Александр Кириллович Глазунов, не по средствам вдовушки и бедного чиновника показал их со вкусом меблированные комнаты. Все это гармонично вплетается в замысел режиссера. Зачем же все выставлять в мрачных тонах? Не выглядит столь примитивным и убогим чиновник Юлий Капитоныч Карандышев. Он беден, но имеет собственное достоинство, и осознает свое ничтожное положение в обществе, где всем правят деньги. Сама же вдова, отнюдь не глупая женщина, принимая богатых гостей, явно заботится и о своих апартаментах, и об одежде дочери. Это тоже правильное решение режиссера, как и то, что не с фальшивыми глазами полными слез, вдовушка вымаливает деньги на подарок дочери у «друзей», а легко, с улыбкой. Им же, уважающих себя, для милой женщины-вдовушке, матери первой красавице города, ее лукавство им не в тягость, они с пафосом дарят дорогие подарки и легко расстаются с деньгами.
И все-таки постоянное сопереживание за несчастную девушку, которую так не наигранно играла Александра Евгеньевна Иванова, сделали бы невольно спектакль мрачным по сути драмы. Даже Мокий Парменыч Кнуров, в исполнении Народного артиста России Вячеслава Ивановича Езепова, играющего эту роль по-доброму, с неподдельной искренностью вселяет надежду молодой девушке вырваться на свободу, – не снимает напряжения восприятия драмы.
Оживляет же драму и придает ей особый шарм «второстепенный» персонаж – Робинзон.
Яркая индивидуальность игры Народного артиста России Алексея Сергеевича Кудиновича, в его «маленькой» роли, очевидно, войдут в брильянтовую копилку образцов гениальных исполнений роли Робинзона.
В постановке Малого театра, я не испытал сочувствия к вдовушке, которая вполне спокойно говорит о смерти старшей дочери, значит, и о младшей не больно долго будет лить слезы. Хорита Игнатьевна хороша собою, не глупа и на нее еще поглядывают. Жалко Ларису Дмитриевну, она не разобралась в себе, окутанная паутиной безнравственных людей, не ведая чужими «чувствами», ей пришлось плыть по течению, и не найдя опоры попала в водоворот. Все это прочувствовать заставила молодая артистка Александра Евгеньевна Иванова. И как бы Островский не стремился очернить поступок безумца – жениха, а роль была сыграна на вид просто, на самом деле очень тонко, да так, что до глубины души жалко этого несчастного чиновника. Юлий Капитоныч не выглядел бы среди буржуа смешным, будь у него миллионы, а по духовным качествам выше всех, ведь он один кто искренен и любит Ларису Дмитриевну. Поразмыслив над судьбами персонажей пьесы, в этой постановке, мне больше всего стало жалко Юлия Капитоныча Карандышева. Вот так сыграл эту роль Дмитрий Александрович Марин!
В Северной Столице удалось Олегу Александровичу Левакову превосходно поставить по пьесе Чехова – Чайку.
В Столице нашей Родины, режиссеру-постановщику – народному артисту России, лауреату премии Правительства России Эдуарду Евгеньевичу Марцевичу и режиссеру Алексею Николаевичу Анохину в пьесе Островского гениально удалось преподнести игру артистов в исполнении замечательного Малого театра.
Александр Баскаков (фото автора)