Пиковая дама по версии Андрея Житинкина

 Пиковая
дама по версии Андрея Житинкина

После просмотра спектакля «Пиковая дама»  поставленным по сценической версии Андрея
Альбертовича Житинкина и в его же режиссерской постановке на сцене
государственного академического Малого театра решил поделиться с читателями
своим мнением. К сожалению, я не смотрел спектакль «Пиковую даму» в АБДТ им.
Товстоногова, поэтому не с чем сравнивать, но если только с подлинником, то есть
с самим произведением Александра Сергеевича Пушкина.

«Пиковая дама означает тайную недоброжелательность», –
с этих слов начинается первая глава повести Пушкина – «Пиковая дама». Картежный
угар пронизывает все произведение, поэтому все подчиняется не только
недоброжелательности, но и безысходности. Но если мы идем послушать оперу Петра
Ильича Чайковского, то драму воспринимаем душой и сердцем, лишь бы голоса
понравились.

Поставить спектакль по такому произведению довольно
сложно. Если следовать Пушкину, то зал может и опустеть к концу спектакля.
Теперь зритель другой, он в театр приходит отдохнуть. На сцене совсем неплохо
смотрится «домашняя мученица» Лизавета Ивановна, не очень-то унывает даже о
смерти графини, а то, что ее избранник в этом повинен, она и в расчет не берет.
А вот романс Любовь Ещенко спела настолько задушевно, что зал «взорвался»
аплодисментами.  

Вместо трех служанок, только одна, это только к
лучшему, зато заменила всех, да и просто лучик в темном царстве! Она и не
переживает, что вышла замуж за старого. Она собой довольна и счастлива, и свое
настроение артистка Ольга Жевакина в роли служанки щедро  передает в зал.

Что касается Лизы по Пушкину: – «…молодые люди,
расчетливые и ветреном своем тщеславии, не удостаивали ее внимания, хотя
Лизавета Ивановна была сто раз милее наглых и холодных невест, около которых
они увивались. Сколько раз, оставляя тихонько скучную и пышную гостиную, она
уходила плакать в бедной своей комнатке… где сальная свеча темно горела…» По
версии А. Житинкина, Лиза слез не льет, подражает служанке. И правильно она делает,
потому что у Германа одно на уме – три карты. Кстати сказать, картежная игра
показана артистами прекрасно, и никакой особой трагедии не происходит.

Во время антракта я пообщался с пенсионерками, как
оказалось – заядлыми театралками. Они с восторгом воспринимают спектакль, за
блестящую игру артистов и за роскошные декорации. Очевидно, режиссер готовил
спектакль для большинства. Театралы знают, в какой театр они идут, и ждут от
него положительных эмоций. Не исключено, что многие пришли посмотреть игру
народной артистки СССР Веры Кузьминичны Васильевой.

Александр Баскаков

Читайте также: