Настоящей любви – разлука не помеха
В одном из небольших городков у самого большого океана, горожане жили очень бедно, пока не появились люди, которые стали добросовестно трудиться, и те, кто стремились заложить новый уклад в сознании каждого. Седоволосый мужчина, страдая от безделья, придумал себе забаву. Оденет потрепанные вещички, черные очки, приладит себе пышную, густую бороду, и, накинув заплечный мешок, идет не спеша за «покупками», опираясь на посох.
Заприметив его издалека, лавочники тут же начинают молить Аллаха, чтобы он отвел этого старца от его прилавка к соседскому. Наберет старик целый мешок апельсин, прочитает продавцу благодарственную молитву, взвалит мешок на плечи и след простыл.
Как только он свернет на бедные улочки, походный мешок с плеч сбросит, и несет его кое-как, а апельсины вываливаются. Детишки бегут за ним и подбирают их. Вот уж веселье. Но если кто приблизится и постарается взять фрукт из мешка, тут же получал палкой по спине. А вдобавок получал пинков от своей шайки. Прохожие весело смотрели на чудака старика, а если кто это видел впервые, то из жалости пытались призвать к совести оборванцев, и помогали слепому правильно взять мешок в руки. Он искренне благодарил за помощь, и тут же неловко переложив из одной руки в другую посох и мешок, рассыпал фрукты еще быстрее.
Тут уж начинали смеяться над жалостливым человеком, объясняя ему, что этого рассеянного и упрямого горбатого старикашку, уже не перевоспитаешь. Если старик терял рыбу, то потом бедняки за столом кушали ее и благодарили Аллаха, что он ниспослал такого старца в их город. Как только старик приходил домой, он переоблачался и приглашал слугу.
– Иди, и принеси мне орехов. Уже настояний старик, не спеша и долго копошась, выбирал самые лучшие. Возьмет несколько орехов, а заплатит за них, как будто они из чистого золота.
Вот уж тогда торговец, восхвалял Бога за проведение. «Я сделал доброе дело, денег не взял с горбатого скряги, и мне Аллах вернул все сторицей». Так потихоньку торговля стала процветать, но нашлись и такие люди, которые подсчитали, что если бы бородатый старик их не грабил, то они бы уже стали богатыми. Лавочники договорились: «больше слепому бесплатно ничего не давать».
Выслушав унизительные слова в свой адрес на рынке, «старик» понял, что его развлечение закончилось. Первое время хозяева прилавков радовались, что больше не появляется этот обжора, который может сгрызть за месяц целый мешок орехов, или в три дня столько же фруктов и овощей. Но они очень переживали за щедрого старичка, и терялись в догадках: «Не захворал ли он? А может быть и того хуже, – рассуждали между собой хозяева, – он разорился, покупая у нас самый лучший товар?»
Об этих забавах «старика», узнали и его «друзья» с которыми он однажды поехал старателем. Когда они вернулись домой с пустыми карманами, то им ничего не оставалось, как жениться, и хоть как-то совместными усилиями, влачить свое жалкое сосуществование. Но они тогда не задумывались, что рано или поздно появляются и дети, и их тоже нужно будет кормить.
Пережитое вместе потрясение, всегда объединяет людей, вот и их, чудом спасшихся в жуткий шторм, связала крепкая дружба.
В один из прекрасных дней, собрались они по случаю дня рождения приятеля. За скромным столом одному из них пришла идея: «незаметно прокрасться в домишко своего бывшего друга – старателя, разбогатевшего на приисках и забрать у него все лишнее в доме. Тут же разработали план действий, когда его нет дома.
Младший сын, который помогал матери, вечером пошел к своим друзьям за советом. Рассказав, что надумали взрослые, они заспорили, да так, что дело дошло до кулаков. Когда они поняли, что кулаками ничего не докажешь, старший из них строго сказал:
– Родителей придавать нельзя, ни при каких обстоятельствах. Но если их поступки противоречат заповедям священного Корана, то мы вправе вмешаться и не допустить зла.
В поздний час с мешками крадучись к дому подходили друзья, и вдруг неожиданно из кустов полетели камни, и, причем очень метко. Напуганные засадой мужики побежали со всех ног прочь.
Ребята вышли из кустов и весело поздравляли друг друга. Один из них сказал малышу:
– Ты угодил моему отцу камнем в лицо, так не договаривались.
– Извини, это случайно получилось, хотел попасть в ногу другому, а камень полетел вверх. Один из них успокоил их:
– Если наши отцы не помнят, что благодаря этому старику, они спаслись в шторм, то пусть ходят с синяками. Эти слова старшего прозвучали для всей их отважной компании, как закон, о добре и зле.
Зато когда злоумышленники прибежали к намеченному месту сбора для дележки награбленного, они вмиг переругались. Все они понимали, что кто-то из них, их выдал. Сначала они поколотили одного, но, поняв, что он не виновен, быстро находили другого виновного, и тогда тумаки получал уже он. Одним словом не добившись ни от кого чистосердечного признания, все хорошенько поколоченные своими друзьями, вернулись по домам уже врагами.
Седоволосый мужчина, возвращаясь с очередного плаванья на своем корабле «Могучий», как всегда переоделся в обычную одежду и шел смиренно на кладбище к родителям, а затем отдыхать в свой маленький старенький домик. В этот раз он увидел у могилы знакомую ему женщину в траурной одежде и подошел к ней.
Ставший уже мудрым человеком, он с глубоким сочувствием воспринял смерть ее мужа. Провожая ее домой, Ильяс с восхищением слушал вдову о достоинствах этого образованного человека, который был к тому же, самым лучшем ее другом.
– Благодарю вас, что меня выслушали. Мало кто здесь понимает достоинства другого человека.
Они расстались, как будто никогда не любили друг друга. Быть может, не тот уже возраст? Когда с первой же искрой, загораются молодые сердца и признаются в любви…
Ильяс не был моряком, как его друг и учитель, старик капитан корабля «Могучий», который умер на палубе и океан стал его вечным приютом. Став капитаном, Ильяс побаивался, что в шторм он потопит и себя, и команду. Он продал корабль, и сидя на «бочках» с золотом, не знал, куда его применить.
Вспоминая свои прежние развлечения с рыбой и фруктами, и сопоставляя эти глупые забавы с услышанным от Назифы, каким образованным человеком был ее муж, ему становилось не по себе.
«Если я отдам все свое состояние бедным, то сытыми они будут несколько лет. А потом что? Они станут просто нищими, и хуже того беспомощными. Это ужасно, когда деньги пойдут не во благо, а наоборот, ослабит их разум и души!» – так рассуждал сам с собой Ильяс. Через месяцы раздумий, Ильяс понял, что только просветительство, может изменить жизнь людей в лучшую сторону.
Он терялся в догадках, как это сделать? Тогда он решил обратиться к Назифе. Он написал ей записку с просьбой принять его по важному делу. Через два дня получил приглашение на встречу около могил его родителей, через 37 дней.
Прочитав эти строчки, у Ильяса потекли слезы. Вот кто оказывается, похоронил так достойно моих родителей, когда я зарабатывал на чужбине золото!
Назифа принесла два букета цветов, и положила их на могилки его родителям, а затем рассказала, что как только он покинул родину, она сблизилась с его родителями, и всячески старалась им помогать. Также рассказала ему о замечательной и мудрой его матери. Ильяс по своим юношеским годам и не задумывался тогда об этих качествах его мамы. Теперь эти слова Назифы больно обжигали душу Ильясу.
Назифа сказала: «Запомни. В этот день умерла твоя мама».
У могилы мужа она обмолвилась, что благодаря его, она овладела науками, которые он прекрасно знал.
Здесь у них и состоялся разговор, что знания должны служить людям, а не исчезать в никуда.
Ильяс, переехал жить во дворец к Назифе, а свой домик приспособил для бедных детей, приехавших к ним в город учиться. Из гостиной комнаты своего дворца Назифа сделала класс для занятий. Библиотеку превратила в читальный зал. В небольшой комнате разместили экспонаты Ильяса, – кирку, лопату и заступ, которыми добывал золото их учитель. Компас и штурвал корабля «Бывалого», а также горные породы грунта, и, конечно же, множество интересных предметов быта, изготовленных народами других стран. Плов готовил на всех учеников хозяин школы, прямо в саду. Запах вкусной еды, раздражал желудки многим нищим, и они гневно ругали своих бездельников детей, что не смогли сдать вступительные экзамены. «Умные дети теперь едят, а вы дурака валяете, так оставайтесь голодными», – такими обидными словами, они ругали детей, не понимая, что они сами ничему не научили их, а теперь завидовали другим родителям.
Назифа вечерами готовилась к предстоящему уроку, и советовалась с директором, будет ли материал понятен всем?
Потихонечку, директор овладевал науками, и уже мог рассуждать по ним, чуть ли не на уровне учительницы. Зато морское дело он вел на высоком уровне, и как капитан корабля, и как человек побывавший во многих странах, знающий их культуру и обычаи.
Само собой получилось так, что мальчишки стали очень прилежно изучать мореплаванье, и даже придумывать свои корабли. Если их капитан-учитель, находил в них что-то интересное в плане устойчивости корабля в шторм, или быстроходности, то они все вместе изготавливали макет, и пускались на нем смело в шторм не далеко от берега, надевая спасательные круги.
Назифа иногда с обидой говорила директору, что она преподает науки, а также развивает в детях понятия культуры! А он, к ее огорчению, готовит всех мальчиков стать моряками. Ильяс оправдывался.
– Твои знания — это тот фундамент, без которого, ни один из них не станет настоящим капитаном, тем более разрабатывать новые корабли.
– По-твоему, мальчики займутся кораблями, а кто будет дальше продолжать нами начатое?
Ильяс посмотрел ей ласково в глаза, как два десятка лет тому назад, когда они в первые, друг друга увидели, и сказал:
– Твои девочки все будут преподавателями этой школы, тогда уж мы и отдохнем, и наговоримся вдоволь. Я подробно расскажу тебе, о моем приключении на корабле «Бывалом», как мы со старателями чуть ли не утонули. Но благодаря тебе, моей любимой, мы спаслись.
– Ты преувеличиваешь, я даже не знала, что в океане тогда был шторм?
– Зато я помню, что обещал, обязательно вернуться к тебе. Поэтому, по первой же просьбе старика-капитана «Бывалого», я стал один откачивать воду, не смотря на то, что за своих напарников, заплатил деньги за проезд. И только когда обрушился шторм, они послушались и стали спасать корабль. Оставшись в живых, мы поклялись быть братьями. Но как только им посулили на «богатых» золотом приисках много денег, они меня оставили одного. Алчность, и желанье быстро разбогатеть их подвела.
– А ты разве не мечтал разбогатеть, как и они?
– Там, где много обещают, как правило, за слова не отвечают. А я работал от зари до зари.
– И забыл дням и годам счет, – с упреком чуть слышно сказала собеседница.
– Назифа, прости меня, – дрогнувшим голосом произнес Ильяс. – Золото кружит голову всем! Но я их хотел заработать как можно больше, с одной целью, чтобы ты ни в чем не нуждалась.
– Я ждала тебя всю бы жизнь, если бы не болезнь мамы. Я не знала, как отблагодарить пожилого человека, который тратил на лечение мамы много денег, да еще твои «друзья – братья» сообщали, что ты погиб, тогда я решила выйти за него замуж.
– Во всем виновата моя голова. Сойдя на берег, я узнал, что умерли мои родители, а ты вышла замуж. И первым делом я помчался к тебе, убедиться правду ли мне сказали?
– Это все зависело от твоих чувств. Очевидно, мужчины любят своих возлюбленных сильнее, чем свою родную маму. А мы женщины, ради мамы готовы пожертвовать собой!
После этих слов Ильяс глубоко задумался.
Назифа тоже о многом задумалась, правильно ли она поступила тогда, выйдя замуж за пожилого человека, осталась без детей, и не обрела полного счастья с любимым ею человеком?
– Скажи откровенно, почему ты не женился? Были бы дети.
Ильяс поставил на блюдечко чашечку недопитого чая, и стал пристально вглядываться во все еще так же любимые глаза Назифы. Он не стал объяснять ей причину, почему он так поступил, но что бы она не переживала за его выбранный путь, сказал неожиданно весело.
– Я отец-герой, у меня восемнадцать детей, и все в меня будут капитанами.
Учительница, ласково улыбнулась, и сказала:
– У меня хоть и поменьше детей, но девочки умнее твоих зазнаек – морячков.
Свою школу они завещали городу и теперь уже старшие их ученики, стали помогать хозяевам, учить маленьких детей читать.
Ребята, мечтающие стать капитанами кораблей, очень любили слушать директора, когда он рассказывал о своем первым и единственном учителе капитане «Бывалого». Все знали, что если капитан ничего не боится, когда нежно, сам проявляет не виданную отвагу, то и команда также ведет себя в любой даже самый сокрушительный шторм. Ни в коем случае не нужно сетовать на корабль, а нужно правильно «держать» его в своих руках, а не посовать перед Морским дьяволом. Иногда говорил своей команде: «Не ябедничайте друг на друга. Слово на корабле много значит. Даже капитан пиратского корабля лгать не имеет права. Пираты быстро остужали обманщиков, бросая их за борт.
Александр Баскаков