Фома Фомич
Когда я приобретал билеты в театр, то понимал, что просмотреть пять спектаклей подряд очень тяжело, к тому же меня пригласили в мой любимый театр им. Ленсовета на премьеру «Месяц в деревне» И. С. Тургенева, поставленным Главным режиссером театра Юрием Бутусовым. Но что не сделаешь, ради собственного любопытства. Ведь уже никто очевидно не сможет сыграть роль Фомы Опискина лучше, чем сыграл ее Евгений Лебедев? Но все таки меня сверлило внутри. Дерзнули, значит, есть хорошая альтернатива, и смело спектакль (премьеру) везут в наш город, где многие театралы видели игру великого артиста. В товстоноговском, мне удалось этот спектакль посмотреть только три раза, но и этого хватило, что бы до сих пор помнить игру, интонацию голоса, и ту ужасную трагедию, что с Фомой произошло, когда он перевернулся в телеге. Такое мог сыграть только Лебедев. Мало кто брался из режиссеров ставить этот весьма сложный спектакль, да и сама роль главного героя очень сложная. Опискин, – это тот человек, который исполняет эту роль. Поэтому не случайно эту роль доверяли только великим артистам, таким как, Иван Михайлович Москвин (МХАТ), Лев Дуров (на телевидении), Сергей Юрьевич Юрский (театр им. Моссовета).
Теперь я сгорал желанием увидеть нового Фому Фомича, в роли народного артиста России Василия Бочкарева.
… С первых же минут спектакля, я увидел молодого артиста Александра Дривень, который сразу стал играть свою роль. Сутки назад на этой же сцене, Герман слонялся по сцене в томительном ожидании Лизы. В этом нельзя винить ни молодого артиста, ни режиссера-постановщика, а только Александра Сергеевича Пушкина, ему было легко передать эти долгие часы… в произведении, а как передать их на сцене? С появлением новых персонажей сюжет незаметно набирает силу. Не сразу появляется Фома Фомич, он не торопится, как и приступить к морализаторству «своих» подопечных. Они у него все в руках, и он это знает, и уважает себя за это, но он глубоко убежден, что он творит благое дело, не корысти ради, а во благо. Не зря же М.Ф. Достоевский, эту повесть писал два года! Переплетение судеб, с глубокими нравственными последствиями, не столь пресвященных людей, от безысходности загнанных в тупик, спасти может только Опискин. И сколько у него работы, все нуждаются в подсказке, или его сострадании, да и сам Василий Бочкарев понимает, что и зал нуждается в его игре. И он знает, что в переполненном жале, заплатив не так дешево за билеты, театралы ждут от него в этой роли особой изюминки.
Вскоре режиссер вихрем закрутил все и вся. Я удивлялся не иссекаемой энергии не столь молодого артиста. Молодому так не сыграть, пожилому физически тяжело. Но это же Фоомааа Фомиич, и он должен, иначе все пропадут если он не будет крутиться, как белка в колесе. Во многих театрах, я видел игру выдающихся артистов, но очень трудно представить их в этой роли. Это еще премьера, но думаю, что у этого спектакля будет большое будущее, и имя исполнителя Фомы Опискина, будет звучать наравне с лучшими исполнителями этой роли. Не собираюсь искать подходящие хвалебные слова в адрес режиссера, когда он закончил над ним работу, то точно знал, что спектакль получился лучше, чем на пять баллов. Конечно же, и всех артистов подобрал очень удачно, и они великолепно выполнили то, что видел в своих героях Федор Михайлович сто…..лет тому назад. Они прямо все ожили с его рукописи. И все-таки весь спектакль поставлен режиссером более ярко и интересней, чем я смотрел его в АБДТ. Роль Опискина исполненные Лебедевым и Бочкаревым сыгранны великолепно.
А теперь немного дегтя. Если в беседе с дамами в театре они раскрыли мне глаза на сильные аспекты постановки Пиковой дамы, то теперь я услышал иное мнение об этом спектакле. В антракте я разговорился с пожилой женщиной, которая сразу стала жаловаться, на театр. По ее удостоверению который ей выдал Ельцин, ее не пустили по контрамарке. Я ей сказал, что сам театр снимает чужое помещение. Хозяева театра, не имеют права пускать посторенних на чужие спектакли. Она стала доказывать: «Меня с таким удостоверением пустили не концерт Филлипа Киркорова, а здесь за какой то рядовой спектакль пришлось платить деньги». В разговоре она блеснула, своей эрудицией, потом перечислила спектакли которые удалось ей посмотреть со знаменитостями. Потом спросила, – «А кто это носится, как угорелый по сцене, мешает мне дремать. Не нравится мне этот спектакль, на Пиковую даму я прошла без билета, и было на что посмотреть! Все было красиво, как в музее. Она мне сказала, что всю жизнь проработала в музее, а удостоверение у нее заслуженного работника культуры. Потом она мне предложила пройтись по театру, так как у нее затекли ноги, а сидеть ей долго вредно. На что я сказал, что мне ходить много врач не советовал. Как только она ушла, три женщины, слышавшие ее мнение о спектакле с возмущением спросили, неужели ей не нравиться спектакль? Я у них спросил, роль генеральши артистка хорошо играет? «Прекрасно» – услышал в ответ. Я поясняю: «генеральша спит спит. А потом кричит, где Фомааа? А теперь сличите, генеральшу с этой бабулей. Она один в один генеральша, тоже проспала Фому Фомича, и спросила меня, кто ей со сцены помешал спать? Такого веселого смеха, я давно не слышал. На второе действие бабушка не пришла, наверно будет всех своих театралок обзванивать, и жаловаться на администрацию и на артистов.
Александр Баскаков (фото автора)