Рядом с королем, рядом с плахой
Войско одного из королевств несло сокрушительные потери, оказавшись неожиданно в окружении. Предводитель войска Атанас принял решение вырваться из окружения и спасти уцелевших и бесстрашно рубил врага. Атанасцы почувствовав спасение, бились так яростно, что враг дрогнул и стал расступаться, в смятении подумав, что их заколдовали злые духи. Пробившись, Атанасцы не бежали, а шли в боевом порядке, в любую минуту готовые построиться в каре и дать отпор. Поэтому предводитель неприятельского войска Лочан, побоялся преследовать отступающих. Войско Атанаса, за несколько дней достигло города и вместе с новобранцами стали готовится к защите городской стены.
Король Вазилис собрал Высший королевский совет и решал два вопроса: как защитить город и кого поставить во главе войска, так как доверие Атанас потерял. Виновный в свое оправдание говорил:
– Я не раз говорил Вам и собранию, что нам нужен флот. Королевство незащищено с моря. Поэтому неожиданно оказался в ловушке. Но король и слушать его не хотел, ему нужно было накопить десять сундуков золота, чтобы выдать принцессу за соседа-принца, а не тратить деньги по пустякам. По поводу избрания начальника войска, мнение разделилось на три противоборствующие оппозиции. Одни предпочитали видеть в нем послушного начальника, другие смелого, третьи умного.
Атанас почуствовал, что они никогда не договорятся, кто им действительно нужен и твердо произнес: – Достопочтимый король Вазилис, вы зря тратите драгоценное время. Завтра на рассвете неприятель будет у стен города. Дайте мне последнюю возможность и я докажу, что враг будет разбит.
Король сказал:
– Если ты в три дня не разобьешь неприятеля, я тебя казню, а командовать войском буду сам.
Атанас, поклоном головы, дал понять всем присутствующим в тронном зале, что он принял условие короля.
Новобранцам Атанас приказал изматывать врага, подменяя друг друга в бою.
Карабкаясь на стены по лестницам, воины Лочана несли хоть и незначительные, но потери. А воины Атанаса действуя сообща, были словно заколдованны.
Через три дня Король призвал Атанаса к ответу:
– Помнишь, что ты нам в этом тронном зале обещал?
– Да мой Король, и я готов сдержать свое слово. Услышав такой надменный ответ, все переглянулись. «Нет бы, упал в ноги королю и просил помилования», – перешептывались кругом.
Вдруг король произнес, удивив всех своей неожиданной мягкотелостью:
– Я еще даю тебе три дня. Это последний срок, который может спасти твою ничтожную душу.
Неприятель увеличивал день ото дня количество штурмовых лестниц, добиваясь превосходства атаки на стене, но дни шли, а войско его незаметно таяло.
Королю Вазилису подопечные доносили о неудачах Атанаса, что появилось много раненых и есть даже убитые.
Король просто рвал на части свою густую бороду и клялся уже своей головой, что обезглавит клятвопреступника Атанаса, в который раз его обманувшего.
В один из дней, Атанас почувствовал, что его войско стало сильнее, и дал приказ, утром дать бой. Этого «безумного» нападения на превосходящие в силе войска, Лочан не ожидал и его воины бежали к кораблям. Впереди всех, на всякий случай, бежал предводитель войска. Через несколько дней корабли Лочана отплыли ни с чем.
За то, что Атанас не разгромил неприятеля, его судили, но не строго. Только один пожилой советник не побоялся разъяснить королю, что в бой шли не обученные мальчишки, создавая лишь видимость численности. Поэтому королю пришлось смягчить суровое наказание, на более гуманное, – уволить Атанаса не рассчитавшись за службу. Выходя из дворца, с окна выпал карманный мешочек туго набитый золотыми монетами. Окно быстро закрылось и Атанас не разглядел, кто посочувствовал ему во дворце.
«Эти деньги можно промотать, а можно с ними разбогатеть, если хорошенько подумать», – рассуждал Атанас.
…В один из дней королю доложили, что грабители проникли в хранилища и выкрали половину запаса золота.
Такого вероломства он не ожидал от людей, которые только что так героически защищали город.
Король был уверен, что скоро грабители в кабачках будут звенеть золотыми, а его тайные агенты их выловят.
–Я своими руками разорву главаря шайки разбойников на части, – отважно кричал дряхлеющий король своей королеве и единственной наследнице Дианте.
Принцессе не нравился заморский принц, как и его жадный папочка, который требовал приданое за нее 10 сундуков золотых монет.
– Исчезло четыре сундука золота! Теперь, когда я накоплю обещанную сумму? Принцесса к тому времени, ой, ой, ой – состарится! – заливался частенько слезами Визалис. А в это время, в одном из королевств строились военные корабли.
Как только десять кораблей было спущено на воду, они успешно дошли до бухты, где когда-то стояли корабли Лочана.
– Теперь мы защищены с моря, смело докладывал королю грабитель приданого.
Король топал ногами и кричал на нерасторопных охранников:
– Повесить, повесить его немедленно!
Стража схватила Атанаса.
– Глупцы! Нужно повесить королевское знамя на мой флагманский корабль, а его казним потом.
Не сделав, ни одного привала, через два дня – король, его семья и свита увидели чудо корабли. Вазилис стал заносчивее прежнего. Он объявил дочери, что теперь ее жених и одной золотой монетки не получит, так как теперь есть военный флот!
По приезде во дворец король решил сдержать свое Королевское Слово и казнить грабителя.
Заточив Атанаса в темницу, король приказал казнить преступника опять же в злополучные три дня. Даже объявили день и час казни. Осталось придумать, как его казнить. Король сказал, что в соседней стране преступникам отрубают голову. Объявив вакансию на почетную должность королевского палача, никто не изъявил желания им стать. Король в ярости кричал на подчиненных:
– Не мне же брать топор в руки на старость лет и обагрять их кровью, – сотрясая руками, артистично кричал король. Кто-то из приближенных подсказал, что для этой цели нужно пригласить мясника.
На эту должность согласился один из самых ловких мясников, умеющий рубить так мясо, что косточки все уходили покупателю. Как только на казнь привели осужденного и дали ему большой топор, он своим профессиональным глазом посмотрел на заточку и объявил:
– Таким тупым топором мне придется рубить шею осужденному до вечера, а это будет стоить гораздо дороже.
Пришлось отменить казнь. Король потребовал заточить этот инструмент.
Вечером казначей доложил Визалису, что за заточку топора придется взять из казны десять золотых, так как кузнецу придется затачивать его несколько дней, потому что топор особой стали. Королю стало жалко озвученной суммы золотых, и он закричал:
– Опять я не сдержал свое слово с этим ненавистным мне воином-грабителем. Возьмите веревку, как делают это в другой стране, и что бы он через три, слышите, три дня висел на виселице.
Когда казначей доложил о расходах на сооружение виселицы и цены за плетение необычной веревки, в сумме двадцати пяти золотых, король тут же отменил свое решение и стал советываться, как казнить Атанаса, не истратив денег. Один из придворных предложил, что нужно его утопить в реке. На что король ответил:
– Я сам в детстве тонул. Это очень ужасно!!! Увы, это зрелище по состоянию здоровья я просто не перенесу.
Шли дни, а решение так и не было найдено. Один из мудрейших предложил королю перевалить эту непосильную для всех задачу, на самого преступника. Пусть сам решит, как ему не потратив королевских денег, красиво и мило быть казненным на городской площади.
– И если он не выполнит этот приказ в три дни, – король задумался… А что сказать дальше? И повторил уже ранее сказанное, – клянусь своей седой бородой, разорву своими руками его на части.
Пришла в темницу охрана, и очень любезно объяснила приговоренному, пожелание Его королевского высочества Визалиса.
Атанис пообещал в три дня придумать себе зрелищную казнь. А за это король должен отнестись к нему по-человечески и решить, в какое время суток, казнь будет более гуманной?
Не решив эту задачу в три дня со своими мудрейшими подданными, король стал советоваться со своею королевой и принцессой. Кроль говорил, что в развитых странах дают человеку выспаться перед сложным днем, и с утречка…
Королева стала утверждать, что казнить голодного человека, это преступление. Король согласился с мнением супруги и машинально сказал, значит днем после обеда. Тут вмешалась принцесса Дианта:
– Когда все кругом благоухает, и Бог щедро раздает свои богатства всем, никто не вправе отнимать жизнь у другого человека.
– Значит, остается одно. Поступить, как ночным грабителям, – чуть слышно, дрожащим голосом произнес король.
Ворочаясь в постели, король долго отгадывал, какую казнь выберет себе его бывший отважный воин?
На следующий день перед закатом солнца, люди всего города в праздных нарядах собирались на обширную площадь. Они хотели в последний раз показать Атанасу, что благодаря его мечу и отваге теперь они все счастливые, и пусть он их счастье и прекрасное настроение заберет с собой в царство Аида. Когда объявили, что преступник обещал, покончить с этой жизнью самостоятельно, король встал с трона и благословил на этот отважный поступок Атанаса.
Атанас попросил снять с него наручники и подошел к принцессе. Посмотрев ей в глаза полные слез, произнес:
– Мой король, я готов расстаться со своей жизнью свободной и стать защитником вашей дочери и всего королевства на суше и воде.
Народ весело смотрел, как Атанас на руках нес свою принцессу во дворец, а за ними поспешали король с королевой и их придворные. Застолье во дворце длилось всю ночь, а праздник в городе продолжался ровно три дня. Так как король пообещал народу вынести свое решение на венчание дочери и Атаниса в течение трех дней. Если Визалис передумает, то неудачника ждет уж точно плаха. Король сдержал все-таки свое слово. Ровно через три дня объявили о венчании Дианты и Атанаса.
Александр Баскаков