СВАДЬБА, СВАДЬБА, СВАДЬБА! или Чехов. Водевиль?
Планируя повидаться со своими родственниками в Москве, я решил пригласить их «в свой» любимый театр. Заказав билеты по Интернету на спектакль «Свадьба, свадьба, свадьба!», я переживал, что вдруг не понравится спектакль или зал на Ордынке. Конечно, мне самому хотелось посмотреть, как преобразился Государственный Академический Малый театр после капитального ремонта, но идти большой компанией на спектакль Мольер (Кабала святош), о котором мне ничего не известно, я не рискнул.
Москвичи приятно восприняли это культурное заведение, а, изучив программку, поняли, что на сцене будет играть «созвездие звезд». Первое действие спектакля, по произведению А.П. Чехова «Предложение», я смотрел в театре им. Ленсовета, и решил сравнить два режиссерских замысла Андрея Прикотенко, и заслуженного деятеля искусства России В.Н. Иванова и игру артистов, занятых в этих спектаклях. До просмотра спектакля в Малом, я считал, что нашему театру удалось поставить один из самых веселых спектаклей по произведению Антона Павловича. Где наши замечательные артисты, заслуженный артист России Александр Новиков, народный артист России Евгений Филатов и Ульяна Фомичева великолепно играют сложные комические роли.
Второе действие по произведению Антона Павловича Чехова «Медведь», мне показался не настолько веселым, чем «Предложение», так как, слишком долго сохранялась интрига, и приходилось переживать за несчастную вдовушку, которую блестяще играла народная артистка России Е.Г. Харитонова. А «ханжа» никак не мог заметить такое сокровище, – помещицу Елену Ивановну, интригуя своим неразумным поведением зрителя. Эту роль Григория Степановича Смирнова прекрасно сыграл заслуженный артист России В.В. Петров. Даже не «главная» роль, слуга Лука, – как маленький брильянт сиял на сцене, в исполнении В.А. Андрианова.
После продолжительных аплодисментов, мы обменялись первыми впечатлениями о спектакле, и оказалось, что и от второй части спектакля мои родственники были в полном восторге. Как говорится, «не отходя от кассы», предложил сходить на спектакль «Бесприданница», который я смотрел в Санкт-Петербурге, на сцене театра «Балтийский дом». Через день, в этом же зале на Ордынке, мы смотрели «Бесприданницу». Я заметил, что на этой сцене, те же артисты «смотрелись» выигрышней, хотя там и здесь играли безупречно. Может быть из-за того, что сцена на Ордынке удачнее освещена и уютнее зал.
Уезжая в Санкт-Петербург, посоветовал сходить на спектакли: «Село Степанчиково и его обитатели», «Наследники Рабурдена» и заблаговременно заказать билеты на премьеру «Филумена Мартурано».
В День моего рождения, раздался приятный звонок прямо из театра. «Мои» шесть театралов поблагодарили опять же меня за прекраснейший спектакль «Наследники Рабурдена», который они только что посмотрели. «За семь дней, с 9 по 15 марта, родственники посмотрели три замечательных спектакля!» – я даже слегка позавидовал им.
Но как бы не были эти спектакли любимыми публике, в моей памяти остались три спектакля, которые запомнил, даже по тем чувствам, которые испытывал во время спектакля, и они не сгладились, даже спустя много лет.
Спектакль «Сирано де Бержерак», где в главной роли играл Юрий Мефодьевич Соломин, Царская охота театра Моссовета и Историю лошади театра им. Горького.
В беседе с художественным руководителем Малого театра – народным артистом СССР, Лауреатом Государственных премий России Юрием Мефодьевичем Соломиным, в его просторном кабинете, я спросил:
– Имеется ли пленка с отснятым спектаклем «Сирано де Бержерак»? На что Юрий Мефодьевич грустно ответил:
– К большому сожалению, тогда крайне редко спектакли снимали на пленку, это стоило больших денег.
Конечно же, Юрий Мефодьевич понял, почему я спросил именно про этот спектакль. Ведь это было воистину великое творение режиссера совместно с артистами, которое кануло в вечность.
В заключении разговора, Юрий Мефодьевич поблагодарил меня за статьи, опубликованные в газете «Гатчина.Район» и на сайте газеты гастрольных спектаклей Малого театра на сцене Театра-фестиваля «Балтийский Дом».
Александр Баскаков (фото автора)