Кот Васька
Ленинградцам, коту Ваське и Ивану Семеновичу не нравилось жить в шумном городе, и волею судьбы им пришлось оказаться в одном загородном доме. Вокруг дома росло много деревьев. Так как Иван любил пение птичек, то на заводе, где он работал, стал заказывать скворечники. Ему их делал бесплатно плотник дедушка Ефим. Летом Иван сдавал дачникам все комнаты, кроме одной, для себя и жены – Насти. Троих детей – мальчишек отправлял жить на чердак, в небольшую летнюю комнатку.
Однажды он не поладил с жильцами, из-за какого-то таракашки, который сидел рядом с духовкой, и шевелил своими черненькими усиками, очевидно дожидаясь, когда хозяйка будит печь пироги. Иван принес раствор глины и неаккуратно, но тщательно залепил все щели между кирпичами, лишив тараканов убежища, а жильцам предложил съехать. Семья переехала на другую улицу, но стали приходить и жаловаться Насте, что Иван украл у них кота – Васю. Потом мать и студентка дочь решили придти в выходной день и поймали Ивана с поличным. Кот, развалившись, лежал на подоконнике и грелся на солнце, окна были раскрыты настежь. Они покричали в окно, чтобы хозяин подал им Ваську, так как к окну мешали подойти георгины, плотно растущие вдоль дома.
– Забирайте кота сами, он у вас дикий и в руки ни кому не дается. А на георгины не обращайте внимания, ломайте их.
– Он был у нас очень ласковым котом. Повзрослев, стал бегать во двор, а мальчишки кидались в него камнями. Поэтому Васька и стал таким, – старалась оправдать кота Ленинградка.
– А мои дети, его ласкают, и все теперь поцарапаны, а мне нужно беречь руки, ведь у станка работаю.
Мать и взрослая дочь, пробравшись аккуратно через цветы, протянули руки к коту, ласково приговаривая, «Вася, Васенька… дружок…» И тут обе женщины с испугу повалились в цветник, так как кот почувствовав опасность, с угрожающим воплем, прыгнул между голов женщин, очевидно случайно поцарапав лицо девушке. Иван выскочил во двор, и помог им встать. Заметив рану, предложил пройти в дом и воспользоваться йодом. Затем налил по кружке парного молока и подал на стол пирогов с капустой. Когда бывший хозяин провожал женщин он настриг с превеликим удовольствием большой букет цветов, изрядно удивив их. Он же это сделал, не от большой щедрости души, а, скорее всего от большой ненависти к ночному воришке, торгующего его цветами на рынке.
– Теперь я понимаю, почему Васька вернулся к вам. Из-за молока! – с улыбкой на лице сказала женщина.
– Ошибаетесь. Почувствовал природу!
Когда хозяин после работы садился за стол, то Васька незаметно вставал на задние лапы, а передними коготками царапал ему брюки, выпрашивая мясца. Бить его было опасно, но Иван научился с ним разговаривать, хотя Васька редко мяукал, а хозяин, в свою очередь, был не разговорчив. Поэтому понимать друг друга они научились, вначале с полуслова, а затем с полу-взгляда.
– Васька, слышишь, бидоны хозяйка моет, беги в хлев.
И удивительно, кот сразу бежал за хозяйкой, которая несла от колодца пустые бетоны и ведро. Он не мешал молочнице и терпеливо наблюдал за процессом дойки коровы и розливом молока в бидоны. Затем Васька, урча, бежал на кухню впереди хозяйки, очевидно указывая ей путь к своей плошке.
Осенью, когда в подвал убирали урожай картофеля собранного на огороде, то мышки выследили, куда он был убран и поселились по соседству.
Кот, родившийся на шестом этаже, не знал, что это за грызуны, и более того не понимал, как ему с ними себя вести. Но, познав характер хозяина, который точь-в-точь совпадает с его непримиримым характером, Васька стал догадываться, что мыши здесь в роли «не прошеных гостей», так как все съестные продукты теперь стали убирать в шкаф. Кот продолжал спать на теплой плите, а заботы хозяев его ни чуть не волновали.
Увидев мышонка на плите рядом с дремавшим котом, Иван открыл дверцу в подвал и грозно скомандовал коту: «Марш в подвал! Лови мышей». Детям свой поступок объяснил очень лаконично: – Дождется, когда ему мыши хвост отгрызут! Васька, слыша детские голоса, ни разу не мяукнул, что бы хоть они его пожалели и выпустили из темного подвала. Но когда за стол садился обедать хозяин, а хозяйка заносила бидоны с молоком и разливала по банкам, то раздавалось редкое, приглушенное, но очень жалостное м-я-я-я-у. Настя была доброй женщиной и укоряла мужа за такое варварское отношение к коту, который сидит уже несколько дней без молока.
– Нужно оно ему? У него там мяса невпроворот. Когда спустя пять дней, хозяин полез в подвал набрать картошки, кот вылетел пулей и мордочкой ткнулся в пустую миску. Несколько часов, ни разу не мяукнув, он сидел у своей кормушки, дожидаясь, пока подоят корову. Потом он выпил молока в несколько раз больше положенной нормы. Оказалось, что Васька в буквальном смысле понял, что потребовал от него хозяин, и, наловив мышей, сложил их горкой. Васька, очевидно, побоялся нарушить приказ, поэтому, не стал их есть, и все до одной оставил своему хозяину. Дети же не могли понять, как это коту удалось в абсолютной темноте наловить столько мышей. Иван не понимал, почему Васька не ел мышей, оставаясь голодным?
Вскоре Васька сообразил, что лучше самому проситься в подвал, тогда хозяин оставлял бы для него дверцу слегка приоткрытой, пока он находился там.
Разделавшись с мышами в подвале, кот почувствовал свое предназначение охотника, и стал обходить сараи и огромный чердак в поисках грызунов.
В какой то год в курятник «заглянула» ласка, и от ее зубов, погибло сразу три курицы. Иван Семенович недружелюбно скомандовал Ваське, развалившегося, на не успевшей остыть плите: – Дармоед, марш за мной! В курятнике, хозяин показал ему куриц, лежащих на полу и приказал изловить хищника. Васька понял, что от него требуют, и точно знал, что пока не выполнит приказ, будет сидеть без еды. Когда хозяин выходил из курятника, Васька сказал ему так же грубо, – «Ванька! Не выключай свет».
Утром хозяйка вошла в курятник собрать яйца и покормить кур, а на полу лежал пушистый зверек. Васька не сомневался, что хозяйка выпустит его и покормит кашкой с молоком. А вот на хозяина Васька в тот вечер не на шутку обиделся, когда Иван ел щи с мясом: – «Даже косточки не дал облизнуть, в благодарность, за пойманного столь дерзкого зверька, который в случае опасности может бросаться первым даже на человека, в ход пуская свои острые зубы».
Помимо мышей, Васька чувствовал, что в доме порядка нет. Хозяйка утром доит корову и уезжает торговать молоком. Хозяин чуть свет уезжает на работу, а вечером голодный, а значит, злой приезжает домой. И весь свой накопившийся за день негатив сваливает на первого же попавшегося, а значит, на кого-нибудь из детей играющих во дворе.
В теплое время года они стали прятаться от него кто куда. Старший залезет на дерево черемухи или рябины и сидит на ветке как дрозд, поедая ягоды. Второму было не забраться по скользкому стволу, зато легко, как по лестнице, забирался по веткам на яблоню, и если плоды были спелыми, ел их, пока не стемнеет. Самого маленького, Васька не любил, за то, что дергает его за хвост, и не понимает, что коту больно. Васька делал ему устные замечания, но поцарапать малыша ему было совестно. Кота он не боялся, а вот от отца он прятался в малинник и также, не теряя времени даром, поглощал ягоды. Не застав детей Иван, садясь ужинать, выговаривал свое неудовольствие жене, что щи недосолены, или пересолены… и не жди, что хоть маленький кусочек мяса перепадет коту. И вот что предпринял тогда Вася, рассказав нам, троим пацанам об этом уже зимой.
«Я тогда вечером стал бегать за полкилометра к перрону и ждать когда приедет ваш отец из города.
Всю дорогу потом Иван меня крепко ругает, что я его не слушаюсь. Могу попасть под поезд или машину. Не ровен час, покусают бездомные собаки, – одним словом такой брани наслушаюсь от него, что порой был не рад, что выручаю хозяйку или вас. Но, прийдя в свой двор, Иван слегка погладит меня по спине, и уже в другом настроении садится за ужин, и уж точно куриная косточка попадет мне в миску».
Все знают, что коты дерутся между собой, охраняя свою территорию.
А так как у бедного Ивана заборов не было с соседями, то их коты нарушали границу, и частенько битыми убегали, жаловался своим хозяевам на Ваську. На все претензии соседей установить забор, Иван грубо отвечал: «Ваши и наши дети ягодки чужой не сорвут, зачем тогда заборы городить? Васька по вашим огородам не блуждает, поэтому потрудитесь приучить своих котов к порядку!»
Почему же Васька не нарушал не существующих границ и четко знал «свой» участок? Когда мы бегали по двору, играли в прятки, прятались от отца или собирали ягоды с кустов росших на границе с соседскими участками, – все это подмечал Васька и эту территорию он и охранял. Особенно ретиво делал это, когда прилетали птицы. На всех крупных деревьях считая и яблони, размещалось в порядке пятидесяти скворечников. Кому, как ни коту Ваське, охранять прилетевших скворцов, от кошачьих лап и зубов? Так как Вася был городским, и «чужд» к хищным повадкам своих предков, то дрался с деревенскими невежами по несколько раз в день, и в каждой схватке одерживал блестящую победу. Самый интересный был поединок, когда один из котов залез на дерево и стал лапкой выуживать птенца из скворечника. Скворчиха, не щадя себя, с лету наподдала на кота. Вцепившись когтями в скворечник, свободной лапой кот успевал отбиваться от скворчихи и половить птенчика на дне скворечника. Очевидно, плотник Захар учел, что коты могут «выуживать» птиц и скворечники делал поглубже. Скворчиха так громко кричала, что вокруг разбойника летала целая стая скворцов. Кот предвкушая вкусную еду, не обращал внимание на жалобный крик беззащитных пташек.
Вася понял, что во дворе, что-то случилось из ряда вон выходящее. Выскочив через открытое окно, в четыре прыжка достиг дерева, где грабитель у всех на виду, разорял гнездо. Ловко и бесстрашно Вася устремился вверх по стволу дерева. Кот, почувствовав опасность, занял более выгодную позицию и вскарабкался на скворечник. Подобраться к нему стало не возможно, так как у Васьки когти цеплялись за дерево, а противник, сидя на крыше скворечника, мог наносить удары обеими лапами и даже в ход пускать свои зубы. Вася понимал, что ситуация сложилась не в его пользу и атаковать одной лапкой было бесполезно. Но и оставлять в беде птичек Вася не хотел, которых не только любит слушать хозяин, а теперь и он наслаждается по утрам их изумительному пению. Васька понимал, что только не ординарное решение, может принести победу. Вася терял силы держась на коготках за ствол дерева, а противник нахально посмеивался, глядя ему в глаза, и весело мурлыкал. Вася про себя подумал: «запел песни, значит, расслабился и потерял бойцовскую бдительность». Посмотрев, очевидно в последний раз в жизни на цветущий яблоневый сад, Вася, мощно оттолкнувшись когтями от дерева, и в воздухе вцепился в голову противника, свалив его со скворечника. Густая высокая трава смягчила падение котов, поэтому им удалось остаться хотя бы едва живыми. Но все-таки каждый сумел доползти до своего дома. С этого памятного для Васьки дня он каждую весну зорко охранял подходы к деревьям, на которых висели скворечники.
Несколько раз Васька прибегал на помощь к кричащим скворцам у которых упали птенчики. Он аккуратно в зубках нес их домой. Увидев птенца, старший сын хозяина возвращал неудачника в гнездо.
В это время Васька развалившись на подоконнике, волновался за хозяйского сына: «Когтей нет, а так смело лезет по дереву, да еще в руке держит птенчика. Бестолковый пацан, если наступает на тонкие ветки! И себя переломает, и птенца разобьет!» – потом кот стал размышлять. – «А то, что я предал своих первых хозяев, которые меня вскормили, это все пустяки. Ходил бы месяцами по подоконнику, глядя через стекла на крыши домов и слышал не пение птичек, а разговоры их семейных расходов, – «хватит ли им денег выехать на дачу?» – и переживай за них. А хорошее питание и природа, важнее ласкового отношения ко мне людей, потому что я зверь! А здесь я оказался всем нужен!! И не только хозяевам, но даже беззащитным птичкам!!! А как сладко они поют… под окном цветы… в обед хозяйка пойдет доить корову и мне плеснет молочка. Дети между собой дерутся, а меня не обижают. Даже коты меня стали уважать, обходя мой огород стороной. Если бы не мыши, жил бы теперь в свое удовольствие.
Но на старость лет, на Ваську нежданно-негаданно свалилась большая ответственность.
Отъевшись на комбикормовом заводе, крыса решила перебраться жить в дом, согласно ее статусу «домашней крысы». Поселилась она на чердаке у Ивана. Так как она привыкла к вкусной еде, то картофель, морковь, свекла и даже очень вкусные корни георгина, ей быстро надоели, и она в отсутствие хозяев, стала решительно прогрызть продуктовый шкаф.
Васька впервые увидел такую огромную крысу, и лежа на плите, стал подмечать ее ловкость и сообразительность. Ее беззастенчивое поведение, при нем, самым ловким хищником, Ваську настораживало. Он понимал, что с возрастом силы его ослабли, а значит, поняла, что она теперь в доме «хозяйка». Но как бы она не была умна, она не догадывается, что в доме есть еще и настоящий хозяин, который не потерпит этого и первым делом прогонит меня из дома.
Вася спрыгнул с плиты и подошел к шкафу, и деликатно произнес мьяяуу, что означало на чисто кошачьем языке одно из приветствий. Серая крыса, а точнее пасюк, мигом разгадал уловку хищника, что напасть он боится, поэтому снисходительно он ответил не его приветствие издав тонкий звук, означающий, – «не отвлекай от работы». Вася понял, что пасюк достаточно умное существо. Поэтому Вася вступил в диалог. А здесь то, с Васиными неоспоримыми способностями вести переговоры, которых на протяжении многих лет он вел с соседскими котами, дает неоспоримый шанс, мирно убедить грызуна прекратить взламывать продуктовый шкаф.
«Уважаемый пасюк, ты пришел в чужой дом, и без разрешения хозяев стал портить их мебель! Это не учтиво».
«Я привык к вкусной еде, а в шкафу, я чувствую, есть, чем полакомится, а на хозяев мне твоих наплевать. Ты у них нахлебник, а нам грызунам приходится самим заботится о пропитании», – и еще сильнее стал прогрызать доску.
«Если у млекопитающих совести нет, – рассуждал Васька, – то у нас хищных животных она точно есть! Если мне, соседским котам приходится по долгу разъяснять, что они не правы, и они это понимают, правда не сразу, то уж этой зубастой твари, придется разъяснять по другому!, что хозяева этого дома я – Вася и Иван. Что мы не потерпим какого-то там пасюка». Так как Васька видел, как этот пасюк мог легко прыгнуть на стол или даже на шкаф и даже бегать по стенкам, то опять предстояла сложная задача, как его изловить?
Вася рано утром пошел на чердак, и разыскал норку в сене, где стал жить пасюк. Выбрав незаметное место, Вася стал дожидаться, когда это млекопитающее существо выбежит из своего убежища. Пасюк не ожидал такого сокрушительного удара, но колоссальная гибкость и реакция позволяла наносить не менее слабые укусы коту. Вася, за долгие годы проведенных в боях, порой, превозмогая боль, стал добиваться побед. Если его противники – кот или собака во время боя дрогнут, то Вася благородно прекращал бой. Вася знал, что это смертельная схватка, и старался весь накопленный опыт применить в этом кровавом бою.
После этого последнего своего боя Вася долго болел, и все его очень жалели.
Прошло уже много лет. В один из дней братья, собравшись в родительский дом по случаю столетия со дня рождения Ивана Семеновича. В беседе за столом, вспомнили о коте Ваське, его драчливом характере и его заслугах. Старший из братьев назвал дату, в каком году кот появился в доме. Оказалось, прошло пятьдесят лет. Младший вспомнил, что Ваську захоронили, под яблоней на огороде. Средний решил заказать мраморную плиту с надписью «Кот Васька» и положить ее под всю ту же яблоню, на которой он прятался от отца.
Александр Баскаков