Сейчас стало принято ругать современную молодежь, детей. Говорят, что дети плохо воспитаны. Позволю себе с вами не согласиться. Опросив наших, современных детей, что они знают о войне, о блокаде, я убедилась в обратном. И если ребенок уже с детства так отвечает, значит, не все потеряно, и мы вырастим достойное поколение. Судите сами.
Аня, 5 лет:
«Когда была война, нечего было кушать. Хлеб делали из песка и опилок. Воду брали из речки, из далекой. Один танк убил другие вражеские танки. У дворца, где мы ходили кататься, тоже было разрушено. Враги окружили город и никого не выпускали. И люди умирали от голода: дети, мужья и жены. На нас нападали. А потом мы их прогнали. Кто прогнал немцев, им дали медали. Во время войны много наших людей умерло».
Алексей, 9 лет:
«Во время блокады давали карточки на продукты. Бывало, их воровали. Солдатам и служащим давали по 500 гр. хлеба, рабочим 400, детям по 300. Потом меньше по 125. За водой до речки шли 5-6 км пешком. Больных везли по Дороге жизни. Для кого-то это была дорога жизни, для кого-то – смерти. Ольга Бергольц рассказывала по вечерам стихи. Также говорили, сколько граждан погибло. Блокада длилась 900 дней, 900 ночей».
Антонина, 11 лет:
Мой прадедушка, бабушкин папа, Иван Филиппович Худобко, родился в 1908 году. Вся родня осталась на Украине, а он переехал в Ленинград в поисках работы и новой жизни. Там же познакомился со своей будущей женой Леной. В 1939 году у них родилась дочка Лида, моя бабушка.
Блокада.
Семья могла бы жить долго и счастливо, если бы не война и блокада. И случился тот ужас, о котором мы все знаем, но никто не может его понять представить и ощутить, кроме самих переживших — кроме блокадников.
В самый голодный месяц – январь 1942 года, Ваня, отдавший свой хлеб детям, конечно, потерял силы. Потом он просто лёг на кровать и в Крещение, 19 января, умер. Прожил прадеда Ваня всего 33 года.
Подобных судеб в нашей стране немало, хотя они по-своему разные, но все они близки и дороги нашему современнику.
Сережа, 9 лет:
«Мой прадедушка Корж Гаврила Емельянович прошел всю войну. Он был артиллеристом. Бил прадедушка фашистских гадов, чтобы больше не хотели нас завоевать. Ленинград не достался немцам. Они хотели его разрушить, а ленинградцы в голоде и холоде собирали на заводе танки КВ для фронта.»
Материал подготовила Ирина Снеховская
Фото Максима Бурдова и Татьяны Лукиной