Материалы газеты «Гатчина.Район» №2 (272)
Почему Ленобласть не молодеет?
В Ленинградской области детей на свет появляется не просто мало — этот показатель в 47-м регионе один из самых низких по России. Областные чиновники объясняют это тем, что многие будущие матери буквально сбегают в роддома соседнего Петербурга, дабы долгожданное чадо получило медаль «Родился в Петербурге» и соответствующую запись в метрике. А эксперты сетуют: слишком мало жителей в репродуктивном возрасте.
ПЕРВЫЕ СРЕДИ ОТСТАЮЩИХ
Правительство Ленинградской области то и дело информирует граждан о том, что демографическая ситуация в регионе как минимум стабильна, а как максимум — улучшилась по сравнению с прошлогодним периодом. Но фраза «постоянство — признак класса» вряд ли наилучшим образом подходит для описания ситуации, пусть даже год от года рождаемость и увеличивается на доли процентов. Гордиться откровенно нечем: Ленинградская область стабильно занимает последнее или предпоследнее место по показателю «общий коэффициент рождаемости» (ОКР) среди всех субъектов РФ. Так, в 2009 году этот показатель равнялся 9,2 родившихся на 1000 человек, в 2010 9,3 на 1000 человек (в среднем по стране — 12,4 на 1000 человек).
Ответить на вопрос, почему так происходит, оказалось делом непростым — отчасти как раз из-за того, что «официальная пропаганда» не признает того, что с увеличением населения региона (впрочем, как и со всеми областями жизни региона) есть какие-либо проблемы. В официальных пресс-релизах профильных ведомств демографическая ситуация региона описывается исключительно словом «улучшилась». «Никаких сложностей нет, наблюдается определенная положительная динамика в этом вопросе», — попытались уверить корреспондента 47News собеседники в правительстве региона.
Очевидно, что ситуация с отсутствием у женщин Ленобласти желания воспроизводить потомство, не совсем вписывается в общий образ благополучного и динамично развивающегося по всем фронтам региона.
Впрочем, любую критическую ситуацию можно разрешить, если трезво оценить ее причины. В нашем случае — понять, почему областные семьи не стремятся заводить детей. Автор этой статьи на собственном опыте убедился, что заинтересованным лицам ответить на этот вопрос будет довольно сложно. Даже попытки выяснить, кто из чиновников Ленинградской области отвечает за демографическую ситуацию в регионе, чуть было не закончились провалом. На протяжении нескольких часов представители нескольких ведомств наперебой доказывали, что они, дескать, не виноваты в сложившейся ситуации с низкой рождаемостью в регионе и лучше бы перезвонить их коллегам в другой комитет. «Мы только регистрируем, это вопрос к соцзащите», — декларировали в областном ЗАГСе, «мы занимаемся детьми, которые уже родились, позвоните в ЗАГС или в комздрав, а лучше — в комитет по образованию», — с явным восторгом от того, что можно много на кого перевести стрелки, отвечали в комитете по социальной защите населения, «медицина на рождаемость влиять не может», — ввели в недоумение в комитете по здравоохранению. «Ни при чем» оказался и вице-губернатор по социальному развитию, а также много кто еще.
Складывалось впечатление, что ответ на вопрос, почему же ОКР в Ленинградской области столь низок, знают все поголовно специалисты комитетов, но никто не хочет брать удар на себя, и, следовательно, все будут молчать до последнего. Что довольно странно — ведь как раз в вопросе деторождения обвинять систему бессмысленно. А вот просвещать население как раз имеет смысл.
СТАТИСТИКА — НАЗЛО
Впрочем, причину низкого ОКР чиновники нашли. Оказалось, как всегда, виновата во всем статистика. Дело в том, что по федеральному закону, принятому в 1997 году, в графу «место рождения» записывают не место будущего проживания ребенка, а именно тот населенный пункт, где ребенку довелось родиться. Как объяснили корреспонденту 47News в профильных комитетах, большое количество женщин предпочитает родить ребенка в учреждениях здравоохранения Санкт-Петербурга, в результате о появлении малышей отчитывается петербургский ЗАГС, а не областной. Поэтому как минимум 1000 детей не попадает в областной учет.
О том, почему так происходит, отвечают только догадками: видимо, жители Ленинградской области считают, что получить в свидетельстве о рождении запись «родился в Санкт-Петербурге» и, соответственно, медаль, гораздо почетнее, чем «родился в Ленинградской области». Вопрос, почему ради одной строчки столь многие соглашаются ехать далеко от дома в один из самых важных моментов жизни, остался за кадром. Между тем, в управлении ЗАГС Ленинградской области корреспонденту 47News заявили, что о такой статистической проблеме слышат впервые.
Виновной в низком ОКР считают и медицину. «Во многих районах, прилегающих к Санкт-Петербургу, гораздо легче довести роженицу до Санкт-Петербурга, чем до ближайших городов. Да и во многих поселениях никаких роддомов нет, конечно, едут в Петербург», — говорят специалисты. Впрочем, в комитете по здравоохранения версию о том, что жительницы Ленобласти боятся областных роддомов и поэтому либо не рожают вовсе, либо находят способы уехать в соседний регион, отвергли. По словам заместителя председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области Павла Рязанова, показатели рождаемости в регионе никак не зависят от того, насколько развита или не развита система здравоохранения. «Посмотрите на европейские страны высокий уровень медицины и низкая рождаемость. Кстати, самая высокая рождаемость зачастую в тех районах, в которых роддомов вообще нет», — заявил он.
Другая же причина, которая лежит на поверхности — отсутствие помощи государства при воспитании детей (в частности, более чем скромные пособия на детей) — тоже не пользуется популярностью у чиновников. Как сообщили корреспонденту 47News в комитете по социальной защите населения Ленинградской области, пособие по уходу за ребенком, которое выплачивается до достижения чадом 1,5 лет, составляет 2194 рублей ежемесячно на первого малыша, 4388 рублей — на второго. Затем родителям выплачивается пособие на ребенка в размере от 192 до 289 рублей, одиноким матерям и малоимущим семьям — в размере от 384 до 770 рублей. Но, представители ведомств, отвечающих за демографическую политику области, отвергли предположение корреспондента 47News о том, что плохие показатели области как-то связаны с детскими пособиями — дескать, по всей стране такая ситуация, в этом нет ничего из ряда вон.
ВСЕ УЕХАЛИ
Между тем, социологи отмечают, что низкий ОКР — результат того, что в регионе низка доля детей в половозрастной структуре (около 14%). При этом население к тому же быстро стареет, и доля старших возрастов уже превысила среднюю по стране. «Больше всего пенсионеров — в Бокситогорском, Лужском, Сланцевском, Волховском районе. Проблемы с демографией наблюдаются в тех муниципалитетах, в которых города длительное время сохраняли экономическую депрессивность и не были привлекательными для мигрантов, а сельское население сильно постарело», — пояснили в отделе демографической политики и кадрового обеспечения экономики комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области.
Лучшая же демографическая ситуация сохранилась только в прилегающих к Санкт-Петербургу районах, которые продолжали притягивать мигрантов, омолодивших возрастную структуру населения.
Получается, что нет миграционного притока — омоложения населения не происходит, следовательно, доля появляющихся младенцев на тысячу человек низка.
Очевидно, что низкий ОКР — это показатель, с помощью которого можно судить не только о части жизни Ленинградской области, но о многих других ее аспектах. И для решения проблемы требуется изменение подхода ко многим отраслям жизни общества. Постарается ли областное правительство создать благоприятные условия для того, чтобы детский смех появлялся не только в близких к Петербургу районах, но и в глухих окраинах, покажет время. Пока же стоит помнить о том, что все достижения в промышленности, экономике, инновациях будут просто бессмысленны, потому что с такими темпами роста населения воспользоваться результатами сегодняшних успехов будет некому.
Юлия Гильмшина, 47News