Материалы газеты «Гатчина.Район» №37 (307)
Вот и красивая дата, бывающая 1 раз за век, наступила. Уже 10 лет, начиная с 01.01.01. мы находим в календаре стройно стоящую линейку цифр-близнецов, но в этот раз, просто загляденье – шесть единиц! С этим, конечно, можно поспорить, (не с красотой математики, понятно), с правильностью даты на планете Земля, учитывая разнообразие календарей. Например, по Юлианскому календарю, такому привычному летоисчислению для нашего россиянина ещё каких-нибудь сто лет назад, — сегодня только 30 октября. (Юлианский календарь — календарь, разработанный группой александрийских астрономов во главе с Созигеном и введённый Юлием Цезарем с 1 января 45 года до Рождества Христова). Правда, это тоже неплохо, есть повод, снова увидеть 11.11.11. Но, тем ни менее, через каких-нибудь, 12 месяцев, с небольшим, когда пойдёт последняя подобная дата 12.12.12., и дни, года, месяца побегут своим чередом, — мы так же будем работать, отдыхать, суетиться, жениться, разводиться и рождаться ни чуть не меньше, чем в эти «красивые» даты. Так что, ерунда это всё, видимо, но даже на эту ерунду хочется порой отвлечься, чтобы поговорить, порассуждать, или просто – вспомнить историю. Немало исторических событий произошло именно 11 ноября (30 октября) в разные годы и не только в нашей стране.
1480
Окончание стояния на Угре, конец Татаро-монгольского владычества на Руси
«Стояние на Угре» – военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство…
«Стояние на Угре» – военные действия в 1480 году между ханом Большой Орды Ахматом и великим князем московским Иваном III, вызванные отказом Москвы платить Орде ежегодную дань. Это событие положило конец монголо-татарскому игу. Московское государство…
1837
Открыта первая пассажирская железная дорога в России между Петербургом и Царским Селом. В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для продолжения своей деятельность…
Открыта первая пассажирская железная дорога в России между Петербургом и Царским Селом. В 1834 году горное ведомство России пригласило к себе на работу профессора Венского политехнического института, строителя первой железной дороги общего пользования в Европе Франца Антона фон Герстнера. В том же году он был командирован на Урал для продолжения своей деятельность…
1918
Заключено компьенское перемирие — окончилась Первая мировая война . Окончание Первой мировой войны утверждено подписанием перемирия между участниками Первой мировой войны (странами Антанты и Германией) 11 ноября 1918 года. Подписание произошло в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша в компьенском лесу…
Заключено компьенское перемирие — окончилась Первая мировая война . Окончание Первой мировой войны утверждено подписанием перемирия между участниками Первой мировой войны (странами Антанты и Германией) 11 ноября 1918 года. Подписание произошло в железнодорожном вагоне маршала Фердинанда Фоша в компьенском лесу…
1974
Леонардо Ди Каприо Леонардо Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анжелесе, в семье хиппи. Родители расстались вскоре после рождения Лео. Актером мальчик решил стать еще в детстве. Дебютировал, когда ему исполнилось пять лет…
Леонардо Ди Каприо Леонардо Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в Лос-Анжелесе, в семье хиппи. Родители расстались вскоре после рождения Лео. Актером мальчик решил стать еще в детстве. Дебютировал, когда ему исполнилось пять лет…
1983
Появился прототип первого компьютерного вируса Компьютерный вирус – разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные,…
Появился прототип первого компьютерного вируса Компьютерный вирус – разновидность компьютерных программ, отличительной особенностью которой является способность к размножению (саморепликация). В дополнение к этому вирусы могут повредить или полностью уничтожить все файлы и данные,…
1987
Картина Ван Гога «Ирисы» продана за рекордную сумму — 53,9 млн. долларов
Ван Гог всегда мечтал о небольшой – в пределах нескольких тысяч франков – сумме, которая дала бы ему возможность спокойно работать. Но за всю свою жизнь он продал только одну работу, «Красные виноградники», за 400 франков….
Ван Гог всегда мечтал о небольшой – в пределах нескольких тысяч франков – сумме, которая дала бы ему возможность спокойно работать. Но за всю свою жизнь он продал только одну работу, «Красные виноградники», за 400 франков….
Невозможно не остановится на сегодняшней замечательной дате – 190 летия со дня рождения Фёдора Михайловича Достоевского. В нашем городе, на ряду с володарскими и урицкими, по счастью, есть улица в честь этого замечательного Русского писателя.
Вот основные вехи его недолгой жизни (59 лет).
Вот основные вехи его недолгой жизни (59 лет).
Величайший русский мыслитель, писатель, публицист — Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве в многодетной семье военного медика. 27 февраля 1837 г. умерла мать писателя. Федор тяжело пережил ее смерть, совпавшую с известием о смерти Пушкина (которую он воспринял как личную потерю). В мае 1837 г. отец отвез 16-летнего Федора с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования в Инженерном училище. Больше писатель отца не увидит. Еще по дороге в Петербург Достоевский мысленно «сочинял роман из венецианской жизни», а в 1838 году рассказывал товарищам «о своих литературных опытах». В августе 1842 года Достоевский окончил училище и был зачислен инженером-подпоручиком в Петербургскую инженерную команду, но уже в начале лета 1844, решив посвятить себя литературе, подал в отставку и был уволен 19 октября в чине поручика, «по домашним обстоятельствам». В 1844 году он начинает и в мае 1845 г. после многочисленных переделок заканчивает роман «Бедные люди», напечатанный в 1846 в «Петербургском сборнике» и имевший исключительный успех. Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Они познакомились летом 1845 года, а осенью Достоевский был принят в кружок Белинского, познакомился с И.С. Тургеневым, В.Ф. Одоевским, И.И. Панаевым. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы своей повести «Двойник» (1846). Повесть, сначала заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и в конце 1846 года наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением. В 1848 г. он вошел в тайное общество наиболее радикального из петрашевцев Н.А. Спешнева, имевшего «уклон к коммунизму». Общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Арестовали Достоевского 23 апреля 1849 г.; восемь месяцев он провел в Петропавловской крепости под следствием, во время которого проявил мужество, скрывая факты и стремясь смягчить вину товарищей. Первоначальный приговор 16 ноября гласил: «Отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». Через три дня, 19 ноября, уже на эшафоте осужденным объявляют о помиловании: «Достоевского… лишить всех прав и сослать в каторжную работу на 8 лет». Рукою Николая I была наложена резолюция: «На 4 года, а потом рядовым». Ночью 24 декабря 1849 года Достоевский в кандалах отправлен из Петербурга в Тобольск. Вот что писал Достоевский о своем пребывании на каторге: «Жили мы в куче, все месте в одной казарме… Нас как сельдей в бочонке… Спали мы на голых нарах, укрывались коротенькими полушубками… Всю ночь дрогнешь…» В январе 1854 года, по окончанию срока каторжных работ, он был зачислен рядовым Сибирского линейного батальона в Семипалатинске и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 года Достоевский произведен в унтер-офицеры, а 1 октября 1856 года в прапорщики. Весной 1857 года писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься. Он венчается с давней знакомой, Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей ему первой женой. В декабре 1859 г. Достоевский с семьей приехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая редакторскую работу с авторской: писал публицистические статьи, заметки, художественные произведения. В сентябре 1860 года началось печатание «Записок из Мертвого дома», в начале 1861 г. печатается роман «Униженные и оскорбленные». Тогда же выходит двухтомное Собрание сочинений Достоевского. Летом 1862 года Достоевский впервые выехал за границу; посетил Германию, Францию, Швейцарию, Италию, Англию, встречался с А.И. Герценом, с которым был знаком с 1846 года. В августе 1863 г. писатель вторично выехал за границу. В Париже он познакомился с Аполлинарией Сусловой, драматические взаимоотношения с которой в 1861-1866 годах получили отражение в романе «Игрок», «Идиот» и других произведениях. В Баден-Бадене, увлеченный игрой в рулетку, проигрывается «весь, совершенно дотла». В октябре 1863 года возвратился в Россию. До середины ноября жил с больной женой во Владимире, а в конце 1863 — апреле 1864 в Москве, наезжая по делам в Петербург. После смерти брата и жены Ф.М. Достоевский – потерян, но берёт на себя издание отягощенного большим долгом и отстававшего на 3 месяца журнала «Эпоха». Журнал начинает выходить регулярней, но резкое падение подписки на 1865 год вынуждает писателя прекратить издание. Летом 1865 года Достоевский получил повестку об описи имущества за неуплату по векселям, и только помощь Литературного фонда выдавшего 600 рублей для уплаты срочных долгов спасла писателя от разорения. Он остался должным кредиторам 15 тысяч рублей, которые смог выплатить лишь к концу жизни. В конце 1866 г. Достоевский диктует последние главы романа «Преступление и наказание». Помогает ему, как профессиональная телеграфистка, Анна Григорьевна Сниткина. После окончания романа, 15 февраля 1867 года состоялось венчание Достоевского и А.Г. Сниткиной и, по словам Н.Н. Страхова, «новая женитьба доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал» . Живут долгое время с супругой в Дрездене, здесь рождаются дети (двое умирают в детском возрасте). 5 июля 1871 года Достоевские выехали из Дрездена в Россию. Весь 1872 год писатель работает над романом «Бесы» и в конце года роман напечатан в «Русском вестнике». В декабре 1872 года по просьбе издателя, князя В.П. Мещерского Достоевский соглашается редактировать еженедельный журнал «Гражданин». В 1878 году после смерти сына Алёши Фёдор Михайлович совершает поездку в Оптину пустынь, где беседует со старцем Амвросием. Пересмотренные по-новому, в ракурсе не своих, а Российских интересов, взгляды, сформировавшиеся ещё во время ссылки, передаются во всех произведениях «зрелого» Достоевского. Произведение «Бесы», отразившее брожение умов конца XIX века, актуально для нас всех и сейчас…
Несмотря на известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. В частности, даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.
В своей работе «Слово о монархии и народоправстве», Священник Александр Захаров, не может не вспомнить Фёдора Михайловича : «Мы тихо, с болью, но уверенно подымимся с этой больничной койки, на которую теперь уложены, расправим плечи, вздохнем широкой грудью и скажем «всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начало которого лежит в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западно-европейской цивилизации». И вот, когда эти «горькие и роковые недоразумения» будут «разъяснены и разрешены», тогда и враги наши покроются краской стыда и станут вопрошать: «зачем же мы их били и чуть не убили?» Но мы их обнимем, как завещал нам Господь и научила Его святая Церковь, и не помянем зла, а всех простим и всех возлюбим, ибо к тому мы призваны. «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Славяно-фильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого Арийского племени так же дороги, как и сама Россия, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления к воссоединению людей… Стать настоящим русским, значит: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и все соединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев и изречь окончательное Слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими… «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено… Пусть земля наша нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя Христос.» Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и Сам Он не в яслях ли родился?..»
В своей работе «Слово о монархии и народоправстве», Священник Александр Захаров, не может не вспомнить Фёдора Михайловича : «Мы тихо, с болью, но уверенно подымимся с этой больничной койки, на которую теперь уложены, расправим плечи, вздохнем широкой грудью и скажем «всему миру, всему европейскому человечеству и цивилизации его свое новое здоровое и еще неслыханное миром слово. Слово это будет сказано во благо и воистину уже в соединение всего человечества новым, братским, всемирным союзом, начало которого лежит в гении славян, а преимущественно в духе великого народа русского, столь долго страдавшего, столь много веков обреченного на молчание, но всегда заключавшего в себе великие силы для будущего разъяснения и разрешения многих горьких и самых роковых недоразумений западно-европейской цивилизации». И вот, когда эти «горькие и роковые недоразумения» будут «разъяснены и разрешены», тогда и враги наши покроются краской стыда и станут вопрошать: «зачем же мы их били и чуть не убили?» Но мы их обнимем, как завещал нам Господь и научила Его святая Церковь, и не помянем зла, а всех простим и всех возлюбим, ибо к тому мы призваны. «Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите. Славяно-фильство и западничество наше есть одно только великое у нас недоразумение, хотя исторически и необходимое. Для настоящего русского Европа и удел всего великого Арийского племени так же дороги, как и сама Россия, потому что наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления к воссоединению людей… Стать настоящим русским, значит: стремиться внести примирение в европейские противоречия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловечной и все соединяющей, вместить в нее с братскою любовию всех наших братьев и изречь окончательное Слово великой, общей гармонии, братского окончательного согласия всех племен по Христову евангельскому закону! Знаю, слишком знаю, что слова мои могут показаться восторженными, преувеличенными и фантастическими… «Это нам-то, дескать, нашей-то нищей, нашей-то грубой земле такой удел? Это нам-то предназначено в человечестве высказать новое слово?» Что же, разве я про экономическую славу говорю, про славу меча или науки? Я говорю лишь о братстве людей и о том, что ко всемирному, ко всечеловечески-братскому единению сердце русское, может быть, изо всех народов наиболее предназначено… Пусть земля наша нищая, но эту нищую землю «в рабском виде исходил благословляя Христос.» Почему же нам не вместить последнего слова Его? Да и Сам Он не в яслях ли родился?..»
Это слова Ф.М.Достоевского из его знаменитой «пушкинской речи», произнесенной менее чем за год до смерти на заседании Общества любителей российской словесности. Ю. И. Селезнев, автор книги «Достоевский» в серии «Жизнь замечательных людей», так описывает реакцию зала на эту речь: «Несколько мгновений зал пребывал в каком-то онемении, которое прорвалось вдруг столь бурно, что вряд ли когда прежде Благородное собрание видело что-либо подобное.
Пророк! Пророк! — раздавались крики. Славянофил Иван Аксаков и западник Тургенев бросились целовать Достоевского. В зале творилось невообразимое — люди плакали, обнимались, кто-то упал в обморок, словно, пусть на мгновение, но все злое, недоброе, разделяющее людей, отпало вдруг как скорлупа, и они обрадовались себе, новым, забытым, но мучившимся всегда в этой проклятой скорлупе и теперь ликующим от возможности быть самими собой. Рассказывали потом, что в эти минуты мирились, обнимаясь и целуя друг друга, даже старые враги: два известных Москве старика, о которых знали — лет уже двадцать слышать не могли один о другом без содрогания, — вдруг, не сговариваясь, бросились в объятия, сникли и заплакали, как малые дети, седые, беззащитные …»
1881. Январь. Достоевский работает над январским выпуском «Дневника писателя». В ночь с 25 на 26 января Достоевский, желая достать упавшую вставочку с пером, передвинул тяжелую этажерку, после чего у него пошла горлом кровь. 26 января. Кровотечение возобновилось. Достоевский исповедовался и причастился. 28 января. Утром Достоевский сказал, что он, вероятно, умрет в течение дня. Раскрыв наудачу Евангелие, он указал на раскрывшуюся страницу (От Матфея, гл. III, ст. 11) как на предзнаменование близкой смерти: «Видишь, не удерживай». Вечером Федор Михайлович Достоевский скончался. 31 января. Состоялся вынос тела Достоевского. А. П. Милюков писал: «На вынос тела Достоевского стеклись десятки тысяч народа: его провожали с венками представители разных корпораций, ученых и учебных заведений, депутаты от городских обществ обеих столиц… Его хоронили не родные, не друзья — его хоронило русское общество. Все эти овации не были придуманы каким-нибудь кружком, а сложились под влиянием одного общего чувства утраты, с одной общей мыслью почтить память любимого писателя и гражданина». 1 февраля. Состоялось погребение Достоевского на кладбище Александро-Невской лавры. На его могиле с речами выступили Вл. С. Соловьев, А. И. Пальм, А. Н. Майков, О. Ф. Миллер и др. В своем выступлении Соловьев сказал, что Достоевский любил «прежде всего живую человеческую душу во всем и везде… верил в бесконечную Божественную силу человеческой души, торжествующую над всяким насилием и над всяким внутренним падением… И мы, собравшиеся на могиле, чем лучшим можем выразить свою любовь к нему, чем лучшим помянуть его, как если согласимся и провозгласим, что любовь Достоевского есть наша любовь и вера Достоевского — наша вера. Соединенные любовью к нему, постараемся, чтобы такая любовь соединила нас друг с другом. Тогда только воздадим мы достойно духовному вождю русского народа за его великие труды и великие страдания».
Материал подготовила Людмила Скоробогатова