Материалы газеты «Гатчина.Район» №20 (290)
В малой гостиной «Музея города Гатчины» открылась уникальная выставка, посвященная 75-летнему юбилею сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино».
Организаторами выставки стали «Музей города Гатчины» и «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей-заповедник». На выставке представлены авторские иллюстрации к «Золотому ключику» известного в 30-е годы прошлого столетия художника-карикатуриста Бронислава Малаховского. Выставка интересна тем, что история создания иллюстраций весьма запутана, много вопросов остаётся без ответов Старшее поколение хорошо помнит сатирические журналы «Крокодил», «Смехач», детские «Чиж» и «Ёж» и другие. В них работала блестящая плеяда ленинградских художников-карикатуристов, среди которых часто встречалось имя Бронислава Малаховского. Бронислав Брониславович Малаховский родился в 1902 году в семье крупного инженера-технолога, разработчика мощных паровозов. За их изящные очертания и способность развивать большую скорость они получили прозвище «гончие Малаховского». В доме родителей частыми гостями были известные люди, и в их числе детский писатель Корней Чуковский. Впоследствии он вспоминал застенчивого мальчика, постоянно что-то рисовавшего. Вот, что пишет Корней Иванович о будущем карикатуристе: «Дело происходило в Финляндии, в дачном посёлке Куоккала в 1915 году. Его семья жила неподалёку от нас. Как-то я зашёл к ним, когда мальчика не было дома. Его бабка, гордясь своим внуком, показала мне его рисунки. Едва только я взглянул на них, я чуть не закричал от удивления. Оказалось, что этот учтивый тихоня на самом деле беспощадный насмешник, для которого каждый из нас — уморительно забавная фигура. В каждом рисунке мне слышался его громкий издевательский смех. Была обнажена, так сказать, самая суть человека, и казалось загадочным, как же мог этот почтительный мальчик с таким доверчивым и простодушным лицом так остро почувствовать в каждом из нас те характерные черты нашей психики, которые и делают нас такими карикатурно-смешными. Рисунки были технически слабы, но в них уже чувствовался зоркий и пронзительный глаз юмориста». Сам Малаховский говорил, что чем сильнее его симпатия к человеку, тем хлёстче выходила карикатура на него. Однако, изображения Малаховского не лишало нарисованных ни ума, ни таланта, ни обаяния. Наоборот, характеры казались ещё интереснее. В 1926 году художник окончил ленинградскую Академию художеств как архитектор. Будучи студентом, он оживлял свои курсовые проекты крошечными фигурками людей, такими острыми в своей характерности, что совершенно очаровывал и преподавателей, и сокурсников. «В нем прельщало сочетание внешней и внутренней красоты. Артистизм, благородство, скромность, безграничное обаяние, ум, отменный вкус, редкое соединение весёлости, остроумия… и при этом он был немногословен. Внешне прекрасный облик – небольшой, элегантный, подобранный, с прелестным лицом, на котором выделялись огромные серые глаза» – таким вспоминает Бронислава Малаховского писатель, литературовед Ираклий Андроников. Начиная с 1926 года, рисунки Малаховского уже постоянно появляются на страницах сатирических журналов. В начале 30-х годов художник всё чаще обращается к тематике связанной с литературой и искусством, книжной графикой. Он создаёт серию блестящих эскизов сценических костюмов и грима к инсценировке гоголевских «Мертвых душ». В 1934 году известный писатель-сатирик Даниил Хармс придумал пытливую и изобретательную девочку Машу, неистощимую на выдумки. Соавтором Хармса стал Малаховский. Из под пера художника выходит чрезвычайно любимый маленькими читателями персонаж «Умной Маши». Закономерным итогом поиска специфики работы для детей стали иллюстрации к повести-сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Известно, что Малаховский не только читал повесть в рукописи, но и был его первым слушателем: Толстой, бывавший в доме художника, охотно читал в кругу его семьи только что написанные главы. В 1936 году, появилась первая и единственная книжка о деревянном мальчугане Буратино, оформленная Брониславом Малаховским. Но выхода книги в свет художник так и не увидел. 23 июля 1937 года уроженец и житель г.Ленинграда, поляк, беспартийный, архитектор-художник Бронислав Брониславович Малаховский был арестован органами НКВД по ст.58-6 УК РСФСР и расстрелян 27 августа того же года. На долгие годы след уникальной книги был утерян. Только в 2004 году на чердаке бывшего староладожского детского дома сотрудники историко-архитектурного и археологического музея-заповедника В.Ф.Игнатенко и М.Ю.Удалов обнаружили небольшой альбом для рисования, изготовленный типографским способом из плотной сероватой бумаги. Внутри альбома на тридцати двух листах были помещены иллюстрации к сказке А.Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Все рисунки выполнены пером и тушью с подкраской цветными карандашами. Вот тут то и возникает вопрос: как мог попасть уникальный авторский альбом детишкам Староладожского детского дома? Авторы находки провели расследование, чтобы сначала установить имя художника. По своеобразной графической технике удалось определить, что иллюстратором являлся друг А.Н.Толстого, ленинградский художник-карикатурист Бронислав Малаховский. Но все же каков путь книги? Может быть, её привёз кто-то из эвакуированных ленинградских детей-сирот, переведённых в 1944 году из Поволжья в Староладожский детский дом? Это остаётся загадкой и сейчас. Музей приглашает познакомиться с этой уникальной находкой и взрослых, и детей. Во время экскурсии будет демонстрироваться мультипликационный фильм 1959 года «Приключения Буратино». Выставка работает до 1 июля.
Галина Ержаковская
(По материалам Староладожского историко-архитектурного
и археологического музея-заповедника
и публикациям в Интернете С.Репьёва и А.Боровского)