Материалы газеты «Гатчина.Район» №26 (296)
…И если у тебя не было в детстве велосипеда, а теперь ты гордо рассекаешь на своём Бентли, то всё равно — велосипеда в детстве у тебя не было…
Это, конечно, анекдот, но иметь в детстве велосипед просто здорово. Здорово и то, что многие на всю жизнь сохранили любовь к верному двухколесному другу. И, пожалуй, сегодня мало, кто представляет, насколько запутанной и удивительно интересной является история велосипеда. Она богата курьезами, фальсификациями и даже легендами.
Это, конечно, анекдот, но иметь в детстве велосипед просто здорово. Здорово и то, что многие на всю жизнь сохранили любовь к верному двухколесному другу. И, пожалуй, сегодня мало, кто представляет, насколько запутанной и удивительно интересной является история велосипеда. Она богата курьезами, фальсификациями и даже легендами.
Кому только не приписывали авторство велосипедов. Французы твердо уверены, что это техническое чудо изобрел их соотечественник граф де Сиврак еще в 1791 году. Однако сам граф оказался выдумкой журналиста Луи Бодри, решившего в 1891 году привить этому популярному транспортному средству французские корни. Итальянцы ссылаются на работы великого Леонардо и его ученика Джакомо Капротти и предъявляют мировому сообществу сомнительные рисунки, на которых изображен велосипед с цепной передачей. Наши соотечественники считают, что изобретателем велосипеда был крестьянин Артамонов. Если же опираться на конкретные факты, то первым достоверным конструктором велосипеда можно считать жителя Карлсруэ, барона Карла фон Дреза, предложившего в 1817 году «беговую машину» — первый прообраз велосипеда. Этот «самокат» имел раму, колеса и руль, но без тормозов и педалей. Конструкция была выполнена из дерева и получила от современников название «дрезина». Сложный в климатическом плане 1816 год, оставивший Европу без лошадей, позволил «дрезине» получить самое широкое распространение и уже в 1818 году на конструкцию Карла фон Дреза был получен патент. Особой популярностью это транспортное средство стало пользоваться в Англии, где его называли «денди-хорз». К сожалению, судьба барона Карла фон Дреза печальна. Он умер в нищете, а его велосипед кто-то купил за пять марок. Однако, через восемьдесят лет, когда велосипед стал популярным во всем мире, немецкому мастеру Карлу фон Дрезу в его родном городе Карлсруэ благодарные потомки поставили, таки, памятник.О велосипеде Дреза забыли, а слово дрезина – осталось. Сейчас так называют тележки на железнодорожных путях, но почему так называют – мало, кто знает. Впрочем, его велосипед был не первым изобретенным и не первым забытым. Легендой, скорее всего, является история крепостного крестьянина Артамонова, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву (около двух тысяч верст). За свое изобретение получил крепостной огромную по тем временам награду: ему подарили свободу. А третий раз велосипед изобрел француз Мишо в 1869 году. Этот велосипед внешне мало походил на современный: переднее колесо очень большое, а заднее маленькое. Но зато переднее колесо уже вращалось с помощью педалей. Только и эта машина не получила широкого распространения. Деревянный, он был очень тяжелым, и для езды на нем требовалось немало физических усилий. В 1839 году житель маленькой деревушки на юге Шотландии кузнец Киркпатрик Мак Миллан усовершенствовал дрезину фон Дреза, приспособив к ней ножные педали и седло. Вес машины в разы уменьшился, когда начали делать из стали вместо дерева. Еще требовалось уменьшить трение. Это удалось сделать англичанину Коуперу. Он создал современное велосипедное колесо – со спицами, на которых держится обод, и намного уменьшил трение, заложив в ступицу колеса изобретенные тогда шарикоподшипники. Велосипед стал еще легче, но у него еще сохранился серьезный недостаток – седока сильно трясло. С этим связана еще одна история. Шотландия.1885 г. Один мальчик пожаловался своему папе-хирургу на тряску. Отец взял и обернул кусками шланга колеса. Резину привязал бинтом. Мальчик был очень доволен, тряска стала гораздо меньше. На это изобретение папа-хирург взял патент. Денлоп впоследствии стал первым фабрикантом пневматических велосипедных шин и разбогател. Это тот редкий случай, когда изобретение являлось плодом сообразительности и не стоило почти никакого труда, если все было действительно так, как об этом писали. К подобным рассказам нужно относиться с легким недоверием. Иногда их просто сочиняют журналисты. Но если все изложенное является правдой, то все же легкость изобретения – мнимая. Ведь нужно было еще придумать способ крепления шин к колесам, сконструировать удобный насос и вентили для накачивания шин. Так что тут еще нужны были и большой труд и немалая изобретательность. Денлопу понадобилось несколько часов, чтобы создать «черновик» конструкции, и более трех лет, чтобы сделать его удобным для пользования и для производства. Первый велосипед, похожий на привычное нам средство передвижения, появился в 1884 году. Он был оборудован цепной передачей, почти одинаковыми колёсами, а седло располагалось между ними, ближе к заднему колесу. Идея такой безопасной конструкции пришла в голову англичанину Джону Старли. А назвал он своё творение «Скитальцем» (Rover). Именно с этого момента начала существовать фирма Ровер, производившая велосипеды, а затем автомобили. Сколько же времени прошло от момента изобретения первого велосипеда до появления такого, которым удобно стало пользоваться? Почти полтора века! А сколько было выдано патентов и на новые типы велосипедов, и на усовершенствование отдельных его деталей – колес, руля, рамы, седла, педалей? Около ста тысяч патентов! И, тем не менее, в 20-х годах ХХ века в монгольской деревушке велосипед был изобретен снова. Приехал в Улан-Батор из деревни молодой монгол. Юноша прибыл на машине собственного изобретения. Машина вышла крепкая – юноша проехал на ней многие километры и она не подвела. Очень хотелось парню удивить народ. И ему это удалось. Но удивлялись люди совсем не изобретательности юноши. Они просто не могли понять, откуда взялась такая неуклюжая деревянная машина.…По улицам города в то время уже ездили авто, а в небе летали самолеты. Говорят, увидев эти чудеса техники, юный изобретатель упал в обморок. Очнувшись, юноша узнал, что велосипед уже давно выдуман, и очень огорчился. Велосипед не только менялся сам на протяжении полутора веков, он менял людей и их пристрастия. Именно велосипед ввел в моду женские брюки и стал одним из толчков для развития движения феминисток. Именно велосипед ввел моду на здоровый образ жизни. Велосипед прочно вошел в нашу культуру. И навсегда.
ИРИНА ПРЯЖКИНА