Техосмотр-2012: облегчат ли россиянам жизнь новые правила?

Материалы газеты «Гатчина.Район» №36 (306)
В 2012 году в России вступает в силу новый закон о техосмотре.

 

Правда, полностью рыночным техосмотр станет только после 1 января 2014 г. В течение ближайших двух лет можно будет выбирать, где проходить техосмотр: в государственных пунктах ТО под присмотром сотрудников ГИБДД или у частных операторов.

 

Для того чтобы не шокировать и без того чувствительное население, правительство ввело мораторий на проведение техосмотра – срок действия талона ТО автоматически продлевается до окончания срока действия договора ОСАГО в 2012 г. Эксперты между тем уже выражают опасения относительно того, как именно будет реализован новый механизм прохождения ТО.

 

С нового года изменится один из главных принципов техосмотра. Если раньше для прохождения ТО надо было иметь действующий полис ОСАГО, то теперь порядок меняется: сначала надо пройти техосмотр и лишь затем в случае успеха можно подписывать договор об ОСАГО со страховщиком.

 

Кроме того, если сейчас техосмотр входит в компетенцию ГИБДД, то с нового года курировать этот процесс будет Российский союз автостраховщиков (РСА), который в нашей стране уже отвечает за ОСАГО. Союз займется аккредитацией коммерческих операторов техосмотра, будет их контролировать. В случае несоответствия правилам союз сможет отзывать или приостанавливать лицензии. Распределением талонов техосмотра тоже будет ведать РСА, выдавая определенное количество талонов на год. Если оператор использует не все талоны, остаток он должен вернуть в РСА.

 

Правда, полностью коммерческим техосмотр станет только после 1 января 2014 г. В течение ближайших двух лет можно будет выбирать, где проходить техосмотр: в государственных пунктах ТО под присмотром сотрудников ГИБДД или у частных операторов. С 2014 г. в России останутся только коммерческие пункты техосмотра.

 

Еще одним шагом к «европеизации» ТО станет образование общедоступной информационной системы (АИС) техосмотра (создание и ведение этой базы закреплено за МВД) и АИС ОСАГО – эту базу сформирует РСА. И если первая должна заработать с начала 2012 г., то у страховщиков есть в запасе еще год – до 1 января 2013 г. По закону о техосмотре эти базы будут взаимосвязаны, а главное – открыты для автовладельцев.

 

Получается, что когда новые правила заработают в полную силу, автовладельцам надо будет следить не только за актуальностью договора ОСАГО, но и за сроком действия талона техосмотра. Ведь купить полис ОСАГО с 1 января 2012 г. можно будет только по предъявлении талона техосмотра, срок действия которого заканчивается не раньше чем через полгода на момент обращения к страховщикам. В противном случае автовладельцу придется заново пройти техосмотр и получить талон. В то же время талон теперь не будет относиться к числу документов, которые обязательно нужно возить в машине. Как предполагается, наличие договора ОСАГО уже доказывает, что техосмотр успешно пройден.

 

Пройти техосмотр можно будет у любого оператора страны вне зависимости от места регистрации авто. При этом регионы должны утвердить нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами ТО. Правда, есть опасность, что этот норматив будет чем-то сродни средней температуре по больнице. Вряд ли найдется бизнесмен, который из чистого энтузиазма будет работать в глубинке себе в ущерб, только бы местные жители были обеспечены нужной услугой.

 

Сейчас в России действует порядка 3,5 тыс. пунктов техосмотра. По оценкам Минэкономразвития, с начала следующего года к ним планируют подключиться 3,9 тыс. подразделений автодилеров. Кроме того, ожидается прирост примерно на 10-20% за счет тех, кто планирует в 2012 г. начать свой бизнес в этой сфере. То есть общее число операторов техосмотра может приблизиться к 9 тыс. Более сдержанную оценку дает начальник комитета методологии страхования РСА М. Порватов. По его мнению, количество операторов может составить порядка 5-7 тыс.

 

Однако не стоит сразу с нового года ждать резкого увеличения числа пунктов техосмотра. Как сообщил М. Порватов, РСА пока не принимает заявки от организаций, желающих заняться этим бизнесом, поскольку еще не утверждены необходимые нормативно-правовые акты. Сразу после их утверждения в приоритетном порядке союз зарегистрирует владельцев действующих пунктов инструментального контроля, проводящих техосмотр на основании договора с МВД. Все остальные, в том числе автодилеры и автосервисы, встанут в очередь на аккредитацию с начала 2012г.

 

Согласно закону о техосмотре, новому авто (до трех лет) проходить ТО не требуется, машины в возрасте от 3 до 7 лет должны это делать раз в два года, старше 7 лет – ежегодно. Это не касается машин, участвующих в грузовых, коммерческих и пассажирских перевозках: они будут проходить ТО каждые шесть месяцев.

 

Собираясь на техосмотр, автовладелец должен будет прихватить всего два документа (против кипы, которую надо собирать сейчас) – паспорт и свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт ТС. В случае если машину на ТО привезет не владелец, понадобится еще и доверенность. При этом ни водительские права, ни медсправка, ни полис ОСАГО не нужны.

 

Время прохождения техосмотра по новым правилам будет сокращено на 15-20%. Так, для легковых автомобилей на бензиновом двигателе оно составит не более 39 минут плюс 15 минут – время на идентификацию ТС и выдачу талона техосмотра.

 

Кроме того, претерпит изменения и сам процесс техосмотра. Будут исключены те позиции, которые связаны с проверкой конструктивных элементов машины, упрощена проверка ремней безопасности, рулевого управления, системы АБС, сократится объем проверок светотехнического оборудования. При проверке современных автомобилей будут использованы в том числе результаты диагностики, проводимой встроенными в машину бортовыми устройствами.

 

Что касается машин с правым рулем и поворотниками красного цвета, то здесь работает принцип «закон обратной силы не имеет». Если такая машина в свое время была зарегистрирована по всем правилам и допущена к эксплуатации, то проблем с техосмотром у нее не будет.

 

По сути, техосмотр со следующего года превращается из государственной процедуры в рыночную. Ответственность за качественную проверку технического состояния машины ляжет на частного оператора техосмотра и персонально – на работающего у него технического эксперта. Задумано, что рынок будет стимулировать операторов предоставлять более качественную услугу, а также отрегулирует необходимое число пунктов ТО и уровень цен.

 

Чтобы ограничить аппетиты операторов разумными рамками, в каждом регионе будет введен предельный тариф прохождения техосмотра, методику для таких расчетов готовит Федеральная служба по тарифам.

 

Первые оценки возможного предельного тарифа взволновали автомобилистов: МЭР поставило планку на уровне 2 тыс. руб. Однако позже замдиректора департамента госрегулирования экономики ведомства Евгений Ковтун заявил, что тариф может быть скорректирован в сторону понижения. Как сообщили в ФСТ, предельный размер платы в среднем по России может составить 1,1 тыс. руб. При этом за столичный техосмотр придется выложить в среднем 1,2 тыс. руб. (сейчас – 700 руб.), у Северной столицы расценки должны оказаться ниже – на уровне 950 руб.

 

Власти рассчитывают, что новый закон сделает процедуру техосмотра более открытой и прозрачной. Однако, по мнению главы Федерации автовладельцев России Сергея Канаева, закон «в данном случае будет содействовать тому, чтобы та коррупционная схема, которая действовала раньше в ГИБДД, теперь была передана в частные руки и по сути легализована».

 

Вместе с тем глава ФАР в целом положительно оценивает привязку ТО к ОСАГО. Сейчас, по его словам, основная проблема состоит в том, что большая часть автовладельцев проходит ТО в апреле-мае, в «преддачный» период, именно на это время приходятся самые большие очереди. Если техосмотр будет привязан к ОСАГО, то по идее очередь должна более или менее распределиться на весь год.

 

«В то же время, по некоторым данным, около 50% автовладельцев раньше получали талон, не проходя осмотр. Если сейчас всех заставят проходить эту процедуру, то уже из-за этого могут появиться очереди», – говорит глава ФАР. Он считает, что техосмотр для частных лиц вообще надо отменить, оставив его лишь для юрлиц, общественного и грузового транспорта. Для «частников», по его мнению, будет достаточно внесения в единую общедоступную базу данных.

 

Страховщики между тем утверждают, что они не получат выгод от увязки покупки полиса ОСАГО с наличием талона ТО. «Для страховых компаний это скорее дополнительное усложнение процесса продажи полиса ОСАГО», – отмечает вице-президент по автострахованию группы «Ренессанс страхование» Федор Воронин.

 

Казалось бы, приятной для страховщиков новацией должна стать возможность возмещения страховых выплат от недобросовестных операторов ТО. Согласно закону, в случае наступления ДТП из-за неисправности автомобиля страховщик сможет требовать возмещения сумм страховой выплаты с оператора техосмотра, выдавшего талон на машину виновника происшествия. Однако сами страховщики скептически оценивают выгоды от такой нормы. Как отмечает генеральный директор «ВТБ Страхование» Геннадий Гальперин, по статистике ГИБДД, доля ДТП, произошедших по причине технических неисправностей автомобиля, крайне низка. По оценкам «Росгосстраха», из-за этого происходит лишь 5-10% ДТП.

 

При этом, по словам М. Порватова, если ДТП произошло по прошествии длительного периода времени после техосмотра, страховщикам нужно будет доказывать, что неисправность, ставшая причиной аварии, имела место еще во время прохождения ТО. Для этого понадобится сложная комплексная экспертиза. Понятно, почему автостраховщики не рады еще одной «головной боли».
 Вероника Ичеткина, Мария Привалова, РБК

Читайте также: