Материалы газеты «Гатчина.Район» №29 (299)
В «Музее горда Гатчины» открылась выставка гатчинского художника В.И. Филатова
«Двадцать лет свободы и капитализма в России»
Что будет, если смешать иронию, философию, политику и анализ с красками и символами? Нет, получатся вовсе не счета за коммунальные услуги (а многим, наверное, хотелось, чтобы они-то и стали всего лишь философским преувеличением). Так родится один из древнейших видов рисунка, отображающий проблемы общества, а именно политическая сатира.
Как вид изобразительного искусства, карикатура, осмеивающая какое-либо государственное событие, существовала ещё в Древнем Египте. Здесь фигура фараона могла предстать в виде предводителя мышей, осаждающих кошачью крепость. В Россию лубок (разновидность сатирического рисунка) пришёл из Германии в конце XVII века. Одним из самых известных рисунков и тоже о «кошках-мышках» является изображение «Как мыши кота хоронили», относящееся к концу XVIII века. Считается, что под видом кота художник нарисовал Петра I. Официальной политическая сатира становилась постепенно. Огромный толчок карикатурам дала Отечественной войны 1812 года. Все знают, что лучшее оружие – это смех (да он и просто положительная эмоция). Так известно, что против французского императора была проведена целая карикатурная компания по распоряжению его противника — главнокомандующего русской армией Михаила Илларионовича Кутузова. Бедный Наполеон очень тяжело переносил подобные оскорбления. Затем в середине XIX века появилось множество сатирических журналов. Названия многих, вероятно, вам знакомы: «Ералаш», «Иллюстрированный альманах», «Стрекоза», «Шут», «Зритель», «Искра», «Гудок», «Сверчок», «Москва», «Осколки» и др. Журналы отображали явления общественной жизни и столичного быта, затрагивал сферы искусства и чиновничества. Однако потенциал сатиры, отображающей политическую жизнь страны, раскрылся более полно в момент накала страстей начала XX века. С 1908 по 1914 годы в Петербурге издавался журнал «Сатирикон», а в 1913—1918 гг. — «Новый Сатирикон», выступавшие против внешней политики Германии, затем высмеивавший черносотенцев, а после октября 1917 года – большевиков. Позже две идеологии боролись политическими сатирами как оружием. Красные «Окна РОСТА» в Москве выступали против белых «Окон ОСВАГа» в Ростове, что само порождало карикатуры. Известные журналы «Крокодил», «Смехач», «Заноза», «Прожектор» (при газете «Правда») и другие появились в годы НЭПа. В СССР официальная карикатура служила политическим целям: борьбе с внешним врагом — капитализмом и с внутренними отдельными моральными недостатками общества. В годы Великой Отечественной войны огромную роль сыграло плакатное искусство. Оно стало и орудием в сражении с недругом, и средством поднятия патриотического духа. Известен плакат Моора начала войны «Все на Г» (Гитлер, Гиммлер, Геринг, Геббельс, где обыгрывается ассоциация, которая возникает с этой буквой у русских людей, а четыре «Г» складываются в фашистский символ). Спустя несколько лет после окончания полувека войн (если можно так сказать), внешних и внутренних, уже после Хрущёвской оттепели родился новый вид карикатуры, получивший впоследствии название «новая волна». Именно её влияние ощущается во многих произведениях современных сатириков. Предвестником её был юмористический отдел «12 стульев» при «Литературной газете», организованный по решению ЦК КПСС 1 января 1967 года. «Новая волна» сделала советскую карикатуру тонкой, философичной: весёлость в ней граничила с трагизмом. Именно сопричастность и трагическое мироощущение в отечественной сатире в конце 1960-х — начале 1970-х годов позволили создать новый вид карикатуры. Сегодня также нельзя сказать, что ощущения пережитых страной трагедий совершенно не осталось в современных людях. Народ всё ещё оправляется от многих несправедливостей, которые испытал. Своё отношение к недавним и сегодняшним государственным событиям художники-карикатуристы выражают, как и раньше в символах и образах, понятных зрителю, живущему в соседнем доме, смотрящему вечером по телевизору те же политические программы. Одним из таких сатириков и наших современников является Владимир Иванович Филатов, гатчинский художник и просто живущий сегодня в России человек со своей гражданской позицией. Будучи реставратором по образованию, он заинтересовался живописью и в особенности одним из жанров – политической сатирой. Сегодня в Музее истории города Гатчины проходит выставка, где представлены работы 90-х и 2000-х гг., демонстрирующие отношение сатирика к прошлому нашей страны и современной действительности. Анализ мотиваций зачастую превращает карикатуриста в философа, склонного к «абсурдному мышлению». Произведения таких художников проникнуты иронией, чаще всего сатирой и сарказмом. Через многие работы в зале музея проходит тема «одинокий человек», смыслом жизни которого становится борьба за существование. «Свобода» и «несвобода» буквально становятся главными героями произведений. Среди людей, лишённых права выбора и изображённых на картинах выставки, встречаются и «нищие» — довольно сложные герои в любом виде искусства. Либо это люди, отказавшиеся от борьбы, вверившие себя в руки господина Случая, либо это жертвы общества, которое, на самом деле, всегда является главным героем подобных произведений. Кто же «нищие» в данном случае говорят названия картин, в том числе «Обманутые». Желание показать мнимость свободы, которую даёт власть, и разрушение идолов – также важная особенность работ.
Каждый посетитель сам может оказаться соавтором произведений и принять участие в размышлении над проблемами прошлого, перешедшими в настоящее, согласиться или поспорить. Это тем более интересно, когда в диалоге находятся современный автор и современный зритель. Сейчас почти невозможно найти программы, подобные «Куклам», «Итого» и «Тушите свет» в телеэфире, однако, политическая сатира местами сохранилась на радио, а в Интернете и вовсе процветает, как никогда. Теперь она появляется и в музеях, не испытывая табу, как газеты и телевидение. Выбирая из двух зол большее, политическая сатира отражает историю и указывает на болезни, даёт имена происходящему и, главное, всегда находит единомышленников.
Каждый посетитель сам может оказаться соавтором произведений и принять участие в размышлении над проблемами прошлого, перешедшими в настоящее, согласиться или поспорить. Это тем более интересно, когда в диалоге находятся современный автор и современный зритель. Сейчас почти невозможно найти программы, подобные «Куклам», «Итого» и «Тушите свет» в телеэфире, однако, политическая сатира местами сохранилась на радио, а в Интернете и вовсе процветает, как никогда. Теперь она появляется и в музеях, не испытывая табу, как газеты и телевидение. Выбирая из двух зол большее, политическая сатира отражает историю и указывает на болезни, даёт имена происходящему и, главное, всегда находит единомышленников.
Выставка продлится до 7 сентября
Надежда Мешкой