17 июня 2011 года

Материалы газеты «Гатчина.Район» №22 (292)

 

Эксперты: социальный налог для малого бизнеса
должен быть таким, чтобы имело смысл его платить

 

Две схемы снижения социальных взносов с нынешних 34%, предложенные правительством президенту, не вызвали бурных аплодисментов в экспертной среде.
Практически все они признают: снижать ставки надо, но решения властей слишком поверхностны, половинчаты и временны, они не способны решить ни проблем бизнеса, ни дефицита пенсионной системы.

Опрошенные РБК эксперты уверены: со страховыми взносами надо что-то делать. Но вовсе не то, что предлагает сейчас правительство, поскольку нынешние варианты опять предполагают, что богатые станут еще богаче, а бедные – беднее. Оба варианта нехороши «Налог должен быть таким, чтобы имело смысл его платить», – напоминает властям прописные истины директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. Слишком высокие ставки ведут к снижению собираемости налогов, а бизнес сейчас просто не готов платить более 15%. Ставки же в 26% и более носят запретительный характер, а выбор, предложенный правительством, является фиктивным для малого и среднего бизнеса. «Да, немного будет полегче, но это беспредел, когда для малого бизнеса в два раза выросла нагрузка, это выпихивание людей в тень. Это не решение проблемы», – заключает эксперт. В свою очередь глава Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов Владимир Гамза считает, что малый бизнес вообще надо освободить от налогов, а со среднего брать по сниженной ставке. При этом крупный (в первую очередь – сырьевой) бизнес должен платить так, как есть, поскольку там затраты на рабочую силу обычно минимальны, и плата налогов не является обременительной. «Если честно, мне не нравятся оба варианта. Я считаю, что надо вернуться к тому, что было до 1 января 2011 г. и искать возможности компенсации выпадающих доходов иным способом», – вторит коллегам президент Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Богатые тоже… платят? По словам А. Аксакова, в мировой практике уже сложилось решение проблемы – прогрессивная шкала налогообложения, где богатые платят существенно больше, чем бедные. Введение подобной практики в России для людей, чей годовой доход превышает 3 млн руб., способен возместить большую часть выпадающих доходов социальных фондов. Остальной дефицит глава АРБ предлагает «добрать» из пошлин на нефть и других резервов, а не за счет бизнеса. На тот факт, что богатые могли бы делиться своими доходами активнее, указывают и другие эксперты. Так, глава экспертного совета «Опоры России» Никита Кричевский призывает в несколько раз поднять облагаемый соцвзносами максимум – с 463 тыс. руб. годового дохода до до 1,5-2 млн руб., и одновременно обложить налогами те доходы, которые выше этой границы. Однако власти, похоже, не хотят задевать интересы богатых граждан – по крайней мере подобных идей в предложенных ими вариантах нет. «Государство как всегда проскочит по верхам, залатает текущие дыры, вместо того чтобы осуществить глубокое реформирование этой сферы», – сетует Н. Кричевский. Низкий порог облагаемой взносами базы критикует и глава компании БКС Юрий Минцев. По его словам, многие люди с зарплатой выше 400 тыс. руб. в год наивно полагают, что их ожидает большая пенсия в будущем. На самом же деле взносы взимаются лишь с этой 400-тысячной части, а остальное для Пенсионного фонда как бы не существует. На этом фоне Ю. Минцев предлагает переложить заботы о пенсионных отчислениях на активное работающее население, чтобы люди сами ежегодно переводили деньги в фонды на свою пенсию. «И пусть они сами решают, сколько это будет – можно 3% от зарплаты, можно 4-5%. Потому что сколько можно воспитывать иждивенцев, которые просят повысить зарплату?», – возмущается он. Политическая подоплека Гендиректор Института политических технологий Игорь Бунин видит в нынешних страстях по социальным взносам исключительно политическую конъюнктуру. «Там не столько вопрос заключается в экономических проблемах, хотя и этот момент есть, сколько в личной ставке для Медведева. С мой точки зрения, для него это стало личным персональным вопросом – он должен снизить эти ставки до 26%, как он заявил. Таким образом он утверждает себя как реальный президент», – утверждает И. Бунин. При этом недостижение порога до заявленного уровня будет расценено как проигрыш, поясняет эксперт. При этом премьер-министр РФ Владимир Путин, по мнению И. Бунина, не желает конфликтовать с партнером по тандему до парламентских выборов. «Поэтому в любом случае они найдут какую-то модель, по которой ставки будут снижены до 26%, несмотря на сопротивления министра финансов. Естественно для бизнеса это положительно будет», – уверен политолог. Справка Ставки страховых взносов взлетели до 34% с этого года и тут же стали непосильными для малого и среднего бизнеса. Признав наличие проблемы, президент России Дмитрий Медведев повелел разработать план возвращения взносов к 26-процентному порогу. Эта инициатива наткнулась на резкое сопротивление Минфина, но в конце концов было решено остановиться на одном из двух вариантов, выработанных в жарких дебатах к июню.
Первый вариант предполагает сохранение ставки на уровне нынешних 34% для крупного бизнеса при ее снижении примерно до 26% для среднего бизнеса и до 16-20% – для малого бизнеса в производственной и социальной сферах. Второй вариант – снижение ставки для всех до 30%, а для малого бизнеса – до 16-20%. При этом сниженные ставки будут действовать в течение всего двух лет, то есть до 2014г.

Читайте также: